В Екатеринбурге перевозчиков традиционно штрафуют за нехватку автобусов и большие интервалы в движении, но бывают исключения. В распоряжении редакции E1.RU оказался любопытный документ. Из него следует, что коммерческому предприятию «Форт-Транс» влепили штраф (скромный, всего 1000 рублей) за слишком большое количество машин на маршруте. То есть ситуация ровно противоположная тому, к чему все привыкли.
Так, 4 марта 2024 года на маршруте № 053 (с Уралмаша на Эльмаш) было зарегистрировано 224 рейса, хотя муниципальный контракт предусматривал только 182. То есть перевозчик перевыполнил план аж на 23%. Причем он сделал так не единожды: 12 марта план перевозок был перевыполнен на 12%.
За что же последовали штрафы? Ведь, по логике, пассажиры должны были остаться довольны тем, что на линии так много машин.
В реальности всё оказалось прозаично: обеспечив перевыпуск автобусов на 053-м, перевозчик «ободрал» другие маршруты, которые вызвался обслуживать.
Судя по документам, в марте «Форт-Транс» несколько раз штрафовали за недовыпуск автобусов на маршрутах № 44 (от станции метро «Ботаническая» до Компрессорного) и 74 (от Трактовой до Громова). Плюс фирме было назначено множество штрафов за слишком раннее прекращение работы на маршрутах. К примеру, последний рейс выполнялся в 20:30, а не в 22 часа, как того требовал контракт.
Получилась схема: в одном месте густо, в другом — пусто. Этот факт подтвердили в мэрии. Вот что E1.RU рассказали в городском комитете по транспорту насчет санкций к «Форт-Трансу»:
— Любое отклонение от параметров муниципального контракта фиксируется. Это важно для того, чтобы проанализировать работу подрядчика в целом. В данном случае выход большего количества автобусов на маршрут привел к тому, что на другом маршруте, который обслуживает подрядчик, машин было недостаточно. Собственно, это и стало предметом разбирательства на комиссии.
В комитете также подчеркнули, что перевозчиков не наказывают за перевыполнение плана. Но только при условии, что это идет не в ущерб другим рейсам.
— Если предприятие считает, что на каком-то конкретном маршруте изменилась ситуация (к примеру, пассажиров стало больше, а у перевозчика есть возможность добавить машины), то проводятся переговоры, — объяснили нам. — Их результатом может стать заключение дополнительного соглашения, по которому можно увеличить транспортную работу на 10%.
К сожалению, нам не удалось дозвониться до руководства «Форт-Транса». Мы добавим комментарий представителей компании, если они свяжутся с нашей редакцией.
Вечная гонка за прибылью?
Почему перевозчики усердствуют на одних маршрутах, а другие обслуживают по остаточному принципу? Источники E1.RU в транспортной сфере говорят, что всё объясняется очень просто: на разных рейсах разная выручка. Сегодня предприятиям выгоднее ездить там, где больше пассажиров, ведь их прибыль напрямую зависит от числа проданных билетов. На эту серьезную проблему указывал вице-мэр Рустам Галямов.
— На сегодняшний день транспортная работа выполняется только на 70%. На популярных маршрутах идут гонки за пассажирами, чтобы побольше заработать, а там, где пассажиропоток маленький, на маршрут выставляется всего пара автобусов и регулярность рейсов сильно страдает. У перевозчиков просто нет интереса к таким направлениям, — объяснял Рустам Галямов.
Напомним, что уже в августе 2024 года транспортные предприятия Екатеринбурга переведут на так называемые брутто-контракты. Деньги будут платить за качественное выполнение рейсов, а не за перевозку пассажиров, как сейчас. Основными показателями станут график движения и регулярность его соблюдения. Возможно, эта реформа изменит ситуацию на городских маршрутах и нормально обслуживаться будут даже непопулярные рейсы, чей путь пролегает по окраинам.
Ранее мы не раз рассказывали о проблемах с непопулярными автобусными маршрутами. Так, в начале года возник громкий скандал с маршрутом № 043 (от вокзала до Северки). Перевозчик «УралТрейд» вызвал гнев пассажиров из-за малого количества машин на линии. Людям приходилось ждать транспорта, стоя на морозе около часа. Для исправления ситуации был назначен дополнительный рейс № 158.
До этого не раз случались печальные истории с полным исчезновением маршрутов. Например, превратился в призрак 40-й автобус, ходивший от ТЦ «Леруа Мерлен» к вокзалу. Долгое время испытывал серьезные сложности маршрут № 53 из Солнечного в центр. Однажды перевозчик просто забросил его из-за малого количества пассажиров и связанных с этим убытков.