Недавно стало известно, что мэрия Екатеринбурга решила взяться за радикальную перестройку Малышевского моста. Его хотят расширить, реконструировать съезды и (возможно) построить рядом трамвайную эстакаду, чтобы освободить место для автомобилей. Проект долгосрочный и рассчитан на 5–7 лет, из которых первые два года специалисты будут исследовать транспортные потоки. В этом обзоре мы решили вспомнить, какие еще мосты обещали Екатеринбургу.
Малышевский мост. Есть ли перспектива?
Поскольку это самый свежий проект, с него и начнем. Маршрутом, ведущим через мост в центр, ежедневно выбираются не только жители ЖБИ, но и Березовского. Дополнительную эстакаду для трамваев можно было бы разместить южнее существующего моста. Судя по карте, место там есть. Помех, за исключением здания на Малышева, 158, нет — но посмотрим, что конкретно предложат проектировщики. Возможно, проект удастся реализовать так, чтобы избежать сноса каких-либо построек.
Мы попросили урбаниста Владимира Злоказова проанализировать, как можно расширить этот загруженный транспортный узел.
— Расширение путепровода на Малышева в сторону ЖБИ может иметь смысл только при условии, что оно будет направлено на улучшение инфраструктуры для общественного транспорта, пешеходов и велосипедистов, — сказал Владимир Злоказов. — Если дополнительное пространство, полученное при расширении, будет использовано для создания выделенных полос для автобусов, которые, как и трамваи, обслуживают район ЖБИ, это поможет повысить эффективность общественного транспорта и уменьшить пробки. Кроме того, нужно предусмотреть безопасные и удобные пути для пешеходов и велосипедистов, включая безопасное пересечение со съездами с Малышева на Егоршинский подход. Возможно, это должно быть пересечение в разных уровнях, чтобы пешеходы и велосипедисты вообще не пересекались с потоками автотранспорта на развязке.
Расширение путепровода для личного транспорта смысла не имеет. Не мост, а перенасыщенная автомобилями улица Малышева является проблемой!
И решением тут является не попытка вместить на улицу еще больше автотранспорта, но создание приоритета тем видам передвижения, которые способствуют отказу от использования личных автомобилей для поездок в центр города, — подытожил урбанист.
Опалихинский «радужный» мост
Его строительство в Екатеринбурге обсуждали с 2011 года. Планировалось построить новую переправу через реку Исеть в районе улиц Папанина и Опалихинской. В мэрии говорили, что новый мост свяжет коротким путем микрорайон Заречный с центральной частью города.
— Мост даст возможность жителям микрорайонов Заречный и Сортировка быстрее добираться до центра города, в том числе пешком и на велосипеде, — утверждал тогдашний начальник производственно-технического отдела комитета по строительству администрации города Екатеринбурга Михаил Ладейщиков.
На создание проекта администрация города выделила 20 миллионов рублей. В 2014 году он был готов, представлен общественности и прошел государственную экспертизу. Предполагалось, что мост будет иметь архитектурный изыск: пять разноцветных колец со встроенными светодиодными лентами. Из-за этого его стали называть «радужным». Строительство объекта стоимостью более 600 миллионов рублей планировали завершить к 2017 году, перед чемпионатом мира по футболу.
Но весной 2016 года всё рухнуло. Городским властям не удалось получить деньги на возведение моста из бюджета области, а в городской казне средств на такую дорогую стройку не оказалось.
— Денег нет, контракт, который был заключен с компанией «Стройтэк», разорван. В ближайшие два года Опалихинский мост мы строить не будем. Если появятся деньги после чемпионата мира по футболу, то вновь поднимем вопрос о строительстве моста — городу он необходим, — подытожили тогда в мэрии Екатеринбурга.
Мегаразвязки на Яламова
В Генплане развития уральской столицы есть еще один, не менее любопытный дорожный проект. И его, в отличие от «радужного» моста, постепенно воплощают в жизнь. Речь идет о строительстве магистральной улицы Яламова, которую протянут от Ткачей в районе ЦПКиО до Сибирского тракта. Это будет широкий и удобный транспортный коридор.
На карте ниже зеленым цветом изображена будущая улица Яламова с развязкой над переулком Базовым. Синим цветом — супермост, который станет частью транспортной артерии. Его возведут над железнодорожной веткой Екатеринбург — Верхний Уфалей, вблизи Уральского государственного лесотехнического университета (УГЛТУ). В 2022 году в мэрии уже начали подготовку проектов планировки и межевания территории для постройки этого моста.
По состоянию на 2024 год готов проект сквозного проезда по Яламова от Ткачей до переулка Базового. На очереди — подготовка документации для строителей и поиск финансирования. Подробнее о нем читайте по этой ссылке.
Мегамост для «наземного метро»
Пожалуй, это самый фантастический проект в нашей подборке, в силу его размеров и стоимости. Этот гигант входит в проект так называемого «наземного» метро, идею которого уже несколько лет продвигают городские власти. Мост для электричек длиной около полутора километров предлагается построить через акваторию Верх-Исетского пруда. Он станет частью Юго-Западного маршрута, который свяжет с центральной частью города такие микрорайоны, как Солнечный, Академический, Широкая Речка и ВИЗ-Правобережный.
В каком состоянии находится проект наземного метро, читайте по этой ссылке. К сожалению, пока достижений больше на бумаге, чем в реальной жизни.
Эстакада на Амундсена — Объездной
Весьма реалистичный проект, который как воздух необходим автомобилистам, живущим в Академическом. Проект, который зимой 2024 года прошел общественные слушания, предполагает строительство развязки на пересечении Объездной дороги, Начдива Онуфриева и Амундсена.
Условия строительства будут очень стесненными. Выделенная под развязку территория расположена в юго-западной части города, на границах сразу двух районов: Академического и Ленинского. С северо-востока участок ограничен домами и гаражами, а также Юго-Западным лесопарком. С юго-запада впритык находятся сады, гаражи, автосалон, автозаправка и опять же — земли охраняемой природной территории.
На схеме ниже мы отметили выезды, которые будут обустроены на новой развязке. Главным удобством станет эстакада, которая разведет потоки по Объездной и Амундсена и избавит водителей от жутких пробок (автовладельцы так устали от заторов, что уже начали писать петиции).
По данным источника E1.RU в транспортной сфере, затраты на новую развязку составят не менее 2,7 миллиарда рублей. Средства будут собирать сразу из трех бюджетов: федерального, регионального и городского. Если всё пойдет по плану, строительство завершат к 2026 году.
Все новости о дорогах и транспорте мы собираем в специальной рубрике.