
С 1 сентября прошлого года в России действует закон о такси. Он требует, чтобы у каждого водителя было разрешение на перевозку пассажиров, статус ИП, самозанятого или официальное трудоустройство в таксопарке, а еще чтобы все таксисты проходили предрейсовые медосмотры. Однако спустя восемь месяцев после вступления в силу новых правил дела с безопасностью в такси лучше не стали, считают в ГИБДД, при этом цены на услуги ощутимо выросли. Представители бизнеса нашли, что ответить на претензии инспекторов.
Проблемы отрасли игроки рынка обсуждали на площадке ТАСС-Урал. Приводим тезисы участников этого спора.
Замначальника надзорного отдела областного УГИБДД Александр Порубенко рассказал, что в прошлом году в Свердловской области произошло 63 ДТП с участием такси, в которых пострадали 68 человек. В 46 случаях аварии произошли по вине водителей такси.
— 34 из этих 46 водителей не имели разрешения на таксомоторную деятельность, то есть работали в нарушение закона, у них отсутствовали путевые листы. Десять водителей не имели российского водительского удостоверения, — прокомментировал Александр Порубенко.
По данным ГИБДД, с начала 2024 года с участием таксистов произошло уже 22 аварии, в половине случаев у водителей не было разрешения на работу.
Водители и агрегаторы как игнорировали закон о такси, так и продолжают его игнорировать.
По словам Порубенко, в Свердловской области закон не соблюдают около 70% таксистов. Чтобы показать, как это сказывается на безопасности на дорогах, он рассказал о ДТП, которое произошло в этом году в Екатеринбурге по вине иностранца без российского водительского удостоверения и разрешения на работу.
— Он наехал на пешехода, и пешеход скончался, а водитель был в состоянии наркотического опьянения. Он был подключен агрегатором и допущен к перевозке пассажиров, что является грубым нарушением! — добавил представитель ГИБДД.

Генеральный директор сервиса для заказа такси «Максим» Максим Шушарин отметил, что с начала действия закона разрешение на работу в такси получили только 8,5 тысячи человек по всей стране — это всего 0,2% от общего количества водителей. Такие низкие показатели он объяснил невыполнимостью тех требований, которые предъявляет закон.
— Мы обзвонили все 1384 пункта для прохождения медосмотра, которые есть в Екатеринбурге: с самозанятыми работают только 33, из них круглосуточных пунктов — 7. А услуги такси в городе оказывают 48 тысяч самозанятых. То есть, чтобы пройти медосмотр, водителю нужно простоять в очереди как минимум две недели. С пунктами техосмотра ситуация еще сложнее, — отметил Максим Шушарин.

В защиту агрегаторов высказалась также глава Общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова. Она отметила, что аварийность по вине таксистов снижается, и рассказала, что сервисы сейчас существуют в условиях постоянных претензий, которые сыплются на них со всех сторон.
— Со стороны надзорных органов есть претензии, что все работают нелегально, со стороны пассажиров — что выросли цены на такси, а со стороны водителей — что невозможно соблюдать закон и заработки крайне низкие. И вот в таком треугольнике мы живем, — сказала Ирина Зарипова. — А если сюда еще добавить закон, который будет заставлять нас покупать автомобили, произведенные в России, растущие тарифы по ОСАГО даже при снижении аварийности, дополнительную страховку гражданской ответственности перевозчика, то получается клубок, который нужно распутывать.

Ирина Зарипова сослалась на исследование научного центра безопасности дорожного движения ГИБДД, которое говорит о том, что наличие разрешения у таксистов не равно безопасности автомобиля. По ее словам, у водителей есть много барьеров, которые мешают им получить эти разрешения. Это, например, полисы ОСАГО, которые для легкового такси стоят 40–60 тысяч рублей в год, и обязательные медосмотры.
— Мы запросили в Минздраве, сколько по России пунктов, способных проводить предрейсовые медосмотры. Нам Минздрав не дал ответа и отправил искать эту информацию на сайте, к сожалению, мы ее не нашли, — заявила активист.
Государство, с одной стороны, требует соблюдения закона, а с другой стороны, не дает инструментов. Миссия становится невыполнимой.
На вопрос о том, почему в Екатеринбурге выросли цены на такси, Ирина Зарипова ответила так:
— Любое регулирование создает отток людей, которые не выполняют новые требования, не могут им соответствовать. А когда возникает дефицит, включается экономический закон: желающих уехать много, а желающих отвезти мало. Вот вам пожалуйста: рост цен.
Эксперт добавила, что на стоимость услуги также повлияли взлетевшие цены на автомобили и страховку. Глава совета по развитию такси считает: чтобы сдержать рост цен, нужно поддерживать водителей.

Александр Порубенко из ГИБДД, в отличие от Ирины Зариповой, убежден, что наличие разрешения у таксистов помогает повысить безопасность на дорогах и избежать ДТП, потому что оно позволяет повышать квалификацию водителей, соблюдать транспортную дисциплину, режим труда и отдыха.
— Таксопарки, официальные юрлица и ИП, которые работают в сфере такси, занимаются с водителями, контролируют их транспортную дисциплину, вкладывают в это свои средства, а агрегаторы, которые допускают водителей, в том числе иностранных, до незаконной перевозки пассажиров, не вкладываются в это. Тем самым незаконные перевозки мешают здоровому, нормальному бизнесу. Если агрегаторы станут выполнять закон, тогда у официального такси всё будет в порядке, — высказался Александр Порубенко.
Цены на такси выросли, а что поменялось-то? Машины как ездили в непотребном состоянии, так и ездят, водители как нарушали ПДД, так и нарушают.
Если взглянуть на эту полемику со стороны, глазами обычных пассажиров, то им наверняка важнее всего, чтобы водитель, который их везет, был здоров, безопасен и надежен — с официальным документом или без него. А еще — чтобы стоимость поездки соответствовала ее качеству. Как таксопарки и агрегаторы будут этого добиваться, пассажира волновать не должно.
А как вы считаете, нужно ли требовать от таксистов разрешение на работу?
Ранее участники рынка заявили, что новый закон о такси приведет к дикому росту цен на перевозки, транспортному коллапсу и гибели агрегаторов. Почитайте также мнение разгневанного таксиста о новых правилах.