Место, куда мы приехали, — недалеко от Ревды. Официально оно называется месторождение «Гора Змеевая». Правда змей тут нет, а есть габбро. Это горная порода, возникшая из вулканической лавы в те времена, когда по земле еще гуляли динозавры.
Главный плюс габбро в том, что из него получаются очень прочные камушки. Поэтому их приспособили для строительства скоростных автобанов с максимальной нагрузкой. К примеру, щебень идет на обустройство «путинского» автобана M-12 Москва — Казань — Екатеринбург, на ремонт и реконструкцию ЕКАД и даже для обустройства взлетно-посадочных полос в аэропорту Казани, где сверхвысокие требования к качеству материалов.
— Сначала проводятся буровзрывные работы. Потом экскаваторами породу загружают в карьерные самосвалы и везут ее в дробильно-сортировочный комплекс, где перемалывают, — объяснил принцип работы на карьере гендиректор предприятия «ИнвестПроект» Сергей Филимонов. — Карьер начали разрабатывать еще в 1982 году и добыли только 18% щебня. Так что запасов породы здесь еще примерно на сто лет.
За один час фабрика выпускает 380 тонн щебня, за год — аж 2 миллиона. Супердробилку, напичканную различными датчиками, контролируют из специального диспетчерского пункта.
Дробильный комплекс позволяет выпускать щебень различных фракций: камни размером 4–8 мм, 8–11 мм, 11–16 мм — в зависимости от назначения материала. Получающийся на выходе маленький кубовидный щебень смешивают с битумом и укладывают на поверхностный слой дорог, который испытывает самые большие нагрузки от постоянного воздействия покрышек и шипов.
Качество щебня, производимого на карьере, проверяют в местной лаборатории. К примеру, смотрят, есть ли в нем так называемые глинистые частицы. Это главный показатель для дорожников.
— Именно этот показатель влияет на колейность, — рассказала начальник лаборатории Ирина Халилова. — Чем больше глинистых частиц, тем быстрее и глубже возникает колея под давлением шипов. Также мы проверяем материал на морозостойкость, прочность и стираемость. Что будет, если слабый щебень уложить на дорогу с высокой нагрузкой? Да он просто раздробится! А 90% нашего щебня идет на федеральные дороги, где очень высокие требования.
В регионе работает несколько десятков карьеров, используемых для нужд дорожно-строительной отрасли. Ежегодно Свердловской области требуется от 12 до 15 миллионов тонн щебня на ремонт и строительство трасс.
В последние годы эта потребность только растет: уже несколько лет продолжается реконструкция ЕКАД, позволившая ее закольцевать. Стремительно расширяется Пермский тракт, который готовят под прием мощного трафика: он хлынет со стороны платного участка M-12 от Ачита до Дюртюли, когда тот будет построен (к концу 2024 года). Да и ежегодные плановые ремонты на дорогах области никто не отменял.
— В середине апреля подрядчики уже приступили к работам. Мы горный район, поэтому полностью обеспечиваем себя инертными материалами, щебнем разных фракций, отсевом и скальной массой для отсыпки земляного полотна, — рассказал заместитель начальника управления автомобильных дорог Свердловской области Александр Окунский.
Почитайте, как продвигается строительство «путинского» автобана M-12. Работы на объекте не прекратились даже с началом паводка и весенней распутицы.
Список дорог и мостов Свердловской области, которые планируют отремонтировать в 2024 году, вы найдете по этой ссылке. Одним из главных объектов станет ЕКАД, где будут расширять участок от Пермского тракта до проезда к поселку Медному.
Все важные новости о дорогах и транспорте мы собираем в специальной рубрике.