Совсем скоро в Екатеринбург привезут крутой трехсекционный трамвай, разработанный машиностроителями из Усть-Катава (Челябинская область). Официально модель называется 71–639 «Кастор»: ей присвоили имя звезды из созвездия Близнецов, поскольку УКВЗ входит в госкорпорацию «Роскосмос».
В Екатеринбурге «Кастор» пройдет техническую обкатку. Специалисты Гортранса оценят вагон с точки зрения эксплуатации. В городе давно назрела необходимость обновить трамвайный парк, поскольку по улицам катаются древние Tatra, выпущенные еще во времена СССР. Трехсекционные вагоны очень пригодились бы: за последние десятилетия здесь выросли огромные жилые районы, которым не хватает транспорта. В первую очередь речь про Академический.
Источник E1.RU в мэрии рассказал, что отзывы о новой модели довольно неплохие. Главный плюс трамвая — его цена, уверяют на предприятии-производителе. В базовой комплектации вагон стоит 155 миллионов рублей.
— Мы специально делали трамвай в бюджете на 20% ниже рынка, чтобы он стал доступным для городов, что должно повлиять на продвижение трамвая и облегчить городам финансовую нагрузку, — сказал нашим коллегам с 74.RU гендиректор УКВЗ Роман Новиков.
«Кастор» — полностью низкопольный четырехдверный вагон. При этом у него самая короткая среди трехсекционных трамваев (российского производства) длина: 25,8 метра. На заводе добавили, что новый трамвай за счет длины можно эксплуатировать без реконструкции посадочных платформ.
Он может двигаться на повышенных скоростях (до 90 километров в час), поэтому хорошо подходит для магистральных маршрутов. Бонусами идут опции двухкабинного исполнения и автономного хода. На аккумуляторах вагон может проехать до 30 километров.
В салоне «Кастора» 64 сидячих места (в старых Tatra, которые ездят по Екатеринбургу, их только 40), а всего он может вместить до 260 пассажиров.
У наших соседей в Челябинске новый вагон проходит испытания с февраля 2024 года. Пока «Кастор» ездит без пассажиров. График испытаний в Екатеринбурге станет известен позже.
Об Усть-Катавском вагоностроительном заводе
Предприятие, которое впоследствии стало Усть-Катавским вагоностроительным заводом, существует с 1758 года. Изначально оно создавалось как железоделательный завод, в 1901 году на нем выпустили первый трамвай, и сейчас это основное направление работы.
Несколько раз УКВЗ менял форму собственности. Был федеральным государственным унитарным предприятием, а в 2018 году было создано акционерное общество «Усть-Катавский вагоностроительный завод». Предприятие регулярно участвует в госзакупках. Так, в последние годы вагоны из Усть-Катава поставили в Магнитогорск, Краснодар, Новокузнецк.
Выручка АО «УКВЗ» на конец 2021 года составила 3,6 миллиарда рублей ( 87%), чистый убыток — 308,5 миллиона. УКВЗ входит в госкорпорацию «Роскосмос», держателем реестра акционеров является «ВТБ Регистратор».
В Екатеринбурге трехсекционные трамваи уже испытывали в предыдущие годы. Так, по маршруту № 26 несколько месяцев ходил вагон 71–418, разработанный на екатеринбургском заводе «Уралтрансмаш». Чиновники не раз делали заявления, якобы мегаполис вот-вот закупит длинные вагоны, но каждый раз эти планы оставались на уровне обещаний. «Уралтрансмаш» в итоге получил заказ на изготовление трехсекционных трамваев, но для Санкт-Петербурга.
Напомним, в начале 2024 года городские власти обещали крепко взяться за транспорт Екатеринбурга. Вице-мэр Рустам Галямов рассказывал о деталях грядущей реформы. По оценкам специалистов, ее стоимость составит примерно 13 миллиардов рублей, часть денег направят на закупку новой техники. Мы собрали основные тезисы реформы.