Вице-мэр Алексей Бубнов оценил качество уборки в Екатеринбурге. В программе «Акцент» на ОТВ он заявил, что столицу Урала нельзя называть Грязьбургом.
— Я Грязьбурга не вижу. Нормальный, чистый, красивый город, — сказал вице-мэр.
Горожане с чиновником не согласились. В голосовании на портале E1.RU подавляющее большинство читателей отметили, что считают уборку неудовлетворительной. Оно и неудивительно: дворы и улицы Екатеринбурга оказались завалены снежными кучами. Тротуары и дороги к концу зимы удалось вычистить, но вывезти огромное количество снега оказалось невозможной для коммунальщиков задачей. Посмотрите, какая картина была в конце февраля.
С наступлением оттепели сугробы стали стремительно превращаться в жирную грязь, а затем и в пыль, которая стала клубиться в воздухе.
Как грязный город влияет на людей?
Мы решили узнать, можно ли чистить город и при этом не вредить здоровью горожан. На вопросы E1.RU ответила Анна Климентова, руководитель аппарата Национальной ассоциации зимнего содержания дорог.
— Почему появляется пыль на дорогах? Каков ее состав?
— Согласно исследованиям Северо-Западного госуниверситета имени Мечникова (относится к Минздраву России), автомобили являются одним из основных загрязнителей воздуха, в том числе твердыми частицами. По разным данным, один автомобиль за год «соскребает» колесами от 5 до 10 кг асфальта, истирает собственную резину и тормозные колодки. Например, в 2014 году вклад транспорта в загрязнение воздуха в Санкт-Петербурге оценивался почти в полмиллиона тонн в год.
В дополнение к этому от 80 до 180 тысяч тонн песко-соляной смеси в зимний период высыпается на дороги среднестатистического города-миллионника. Лишь 40% этого объема удаляется со снегом. Остальное остается на дорожном полотне, под воздействием колес машин измельчается в мелкодисперсную пыль и с приходом весны поднимается в воздух. Добавляет грязи и пыли почва из неправильно обустроенных газонов и обочин, которая вместе с тающим снегом сползает на дорогу.
— Как это влияет на здоровье человека?
— Всё тот же Госуниверситет имени Мечникова также установил в свое время, что дорожный смёт, который на 80% состоит из песка, относится ко второму классу опасности для человека — содержание в дорожной пыли таких веществ, как никель, мышьяк, бензапирен, свинец и кадмий, в десятки раз превышает предельно допустимые значения. И российскими медиками, и специалистами ВОЗ доказано, что пыль с дорог может оказывать негативное воздействие на человека и вызывать заболевания сердечно-сосудистой и дыхательной систем, аллергию, снижать иммунитет и стать причиной возникновения онкологических заболеваний.
— Как минимизировать негативное влияние дорожной пыли в таких крупных городах, как Екатеринбург?
— Поскольку дорожный смёт крайне негативно влияет на здоровье человека и может стать причиной возникновения сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, нужно предотвращать появление так называемых «пылевых» бурь. Для этой цели были разработаны обеспыливающие составы, которые утяжеляют и связывают мелкие частицы, не давая им подняться в воздух.
Обеспыливатели можно применять при отрицательных температурах, когда дороги еще нельзя промыть водой. Также рекомендовано их использование перед вакуумной уборкой весной для увеличения количества собираемого смёта и сокращения облаков пыли, которые поднимает за собой пылесос. Кроме этого, стоит привести в порядок газоны и обочины, предотвращая попадание почвы с них на дорогу. Георешетки и декоративная щепа, покрывающие голые по весне газоны, удерживают почву и не дают ей сдуваться.
И, конечно же, необходимо сокращение объемов применения фрикционных материалов, таких как песок. Это значительно уменьшит объемы грязи на дорогах и ускорит весеннюю уборку.
— В Екатеринбурге уборочные машины часто поднимают большое количество пыли в воздух при очистке проезжих частей. Это нормальное явление?
— Это стандартное явление, когда вакуумные подметатели собирают сухой дорожный смёт. Однако из-за такой технологии получается больше вреда, чем пользы. Пылесосы поднимают в воздух пыль, разрыхляют ее, делая более рассыпчатой и легко переносимой ветром. Для более эффективной уборки рекомендовано перед очисткой сбрызгивать обочины водой или обеспыливающими составами либо пылесосить во время моросящего дождя. Пыль становится мокрой, а уборка — эффективней и чище.
Что говорит мэрия?
Погода уже позволяет коммунальным службам убирать город, а со следующей недели ожидаются плюсовые температуры не только днем, но и ночью. Тогда можно будет вовсю задействовать дорожные пылесосы и технику, которая чистит тротуары.
— На сегодняшний день уже выходят на уборку по 1–2 единицы вакуумно-подметальной техники в каждом районе, потому что в дневное время суток температура достигает 5–8 градусов тепла. Это позволяет устранить запыленность, убрать грязь на проезжей части и тротуарах, — сказал зампредседателя комитета благоустройства Павел Зыков.
Он также добавил, что в течение всей зимы пыль оседает на сугробах. Максимально ее удается убрать вместе с вывозом снега, а пока погодные условия не позволяют выполнять мойку дорог. Как только установится стабильная плюсовая температура в любое время суток, коммунальщики приступят к помывке проезжих частей, удаляя пыль в дождевую канализацию.
Все новости о дорогах и транспорте мы собираем в специальной рубрике.