Как водителю без знаков и указателей понять, что приехал в Свердловскую область? По качеству и состоянию дорог. Современные магистрали и развязки, ровные ухоженные трассы, продуманные подъездные пути становятся визитной карточкой региона. Ежегодно дорожники ремонтируют и строят сотни километров транспортной сети, заботясь о комфорте и безопасности жителей и гостей области. В прошлом году к 300-летию Екатеринбурга удалось реализовать целый ряд знаковых проектов. Смотрим, как в 2024 году продолжают преображаться улицы мегаполиса, областные дороги и федеральные трассы.
- Курс на безопасные и качественные дороги
- Сезон еще не открылся, но дорожникам некогда скучать
- Дорожный нацпроект идет полным ходом
- В тренде — строить дороги оперативно и из «родных» материалов
- Из Екатеринбурга в Казань — вдвое быстрее
- Любимому городу — широкие комфортные дороги
Курс на безопасные и качественные дороги
Протяженность всех дорог в Свердловской области — свыше 30 тысяч километров (хватит, чтобы опоясать две трети земного шара). Из них 2275 километров относятся к так называемой опорной сети — эти дороги поддерживают связь между регионами, обеспечивают бесперебойное движение легковых автомобилей, фур с товарами, строительной техники... Словом, это транспортный каркас области и всей страны.
Доля региональных автодорог опорной сети, находящихся в нормативном состоянии, — один из ключевых показателей нацпроекта «Безопасные качественные дороги». И растут эти цифры в Свердловской области очень динамично: с 58,3% в 2023 году до 85% в планах на 2030 год. А уже к концу этого года минимум две трети дорог опорной сети будут соответствовать нормативам.
— Самая большая востребованность и загруженность дорог — в пределах крупных городских агломераций, Екатеринбургской и Нижнетагильской. И доля соответствующей нормативам дорожной сети в них — важный показатель реализации нацпроекта. В 2023 году мы достигли планового значения — 81%. В 2024 году этот показатель запланирован на уровне 85%, — поделился Владимир Оглоблин, исполняющий обязанности начальника управления автомобильных дорог.
Многие показатели нацпроекта в Свердловской области удалось превысить. Например, в 2023 году стояла задача отремонтировать и реконструировать 768 погонных метров мостов, путепроводов и эстакад. По факту же удалось перевыполнить план, отремонтировав 898 погонных метров накопленным итогом. До конца 2024 года планируется привести в порядок еще 24 сооружения.
В 2024 году в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» на региональных автодорогах работы будут проведены на 37 объектах, в том числе на 24 искусственных сооружениях.
Сезон еще не открылся, но дорожникам некогда скучать
«Официальный» дорожно-строительный сезон начнется ближе к маю. Но те работы, что по технологии возможно выполнять при отрицательных температурах, велись и зимой, чтобы не терять время в ожидании тепла.
Так, строители уже начали капитальный ремонт автодороги между поселками Илим и Колпаковка в Шалинском городском округе. Этот объект нацпроекта «Безопасные качественные дороги» самый протяженный в регионе. Дорожникам предстоит обновить участок с начала дороги до 16-го километра. Уже завезли сто тысяч тонн щебня, также полным ходом идет монтаж водопропускной трубы. Весной начнется устройство дорожной одежды.
Еще один значимый объект — капитальный ремонт автодороги Красноуфимск — Симинчи на участке с 21-го по 24-й километр. Это одна из ключевых транспортных артерий Красноуфимского района и Западного округа. Дорожники уже закончили здесь выемку непригодных грунтов, а сейчас отсыпают земляное полотно.
Стартовали работы и на автомобильной дороге между поселками Сосьва и Восточный. Территорию для капремонта уже подготовили — рабочие приступают к устройству земляного полотна. Ездить по обновленному участку автомобилисты смогут намного быстрее: расчетная скорость будет доведена до 90 км/час.
Дорожный нацпроект идет полным ходом
Продолжаются работы и на так называемых переходящих объектах, начатых в прошлые годы. На 61-м километре автодороги Екатеринбург — Реж — Алапаевск идет реконструкция путепровода. Технический запуск движения по нему состоялся в прошлом году, а в этом объект полностью введут в эксплуатацию. Прежде строителям предстоит демонтировать старый путепровод длиной 45 метров. Для сравнения, общая протяженность нового сооружения — 1,3 километра, а высота достигает 12 метров. Работы ведет компания АО «Мелиострой».
На 127-м километре Режевского тракта строится новый путепровод через железнодорожные пути. Он ликвидирует существующие заторы перед ж/д переездом.
— Вообще на автодороге Екатеринбург — Реж — Алапаевск реализуется сразу три объекта дорожного нацпроекта, — подчеркнул Владимир Оглоблин. — Режевской тракт связывает областной центр с северо-востоком региона. Реконструкция этой магистрали повысит транспортную доступность значительной части области — и качество жизни населения региона.
В тренде — строить дороги оперативно и из «родных» материалов
Одна из тенденций в дорожно-строительной отрасли на сегодня — максимальная оперативность. Если есть возможность выполнить работы в сжатые сроки и не растягивать реконструкцию на несколько лет — дорожники прикладывают все усилия. Во-первых, это забота о комфорте автомобилистов: меньше неудобств из-за объездов, ближе возможность ездить по современным скоростным дорогам. Во-вторых, бодрые темпы — в интересах и заказчиков, и подрядных организаций, ведь это снижение финансовых рисков. Само собой, сроки сокращают не в ущерб качеству, всё тщательно рассчитано и закреплено в проектной документации.
Еще один тренд — отдавать приоритет «домашним» материалам и технологиям. В дорожном строительстве используют в основном отечественные и, более того, местные материалы.
— В регионе производится щебень, песок, минеральный порошок, битум. Одна из крупнейших организаций — компания ГУДСР — имеет собственный завод строительных материалов. В дорожно-строительной отрасли региона работают и другие предприятия замкнутого цикла: АО «Трест Уралтрансспецстрой», АО «Свердловскавтодор», ООО «Жасмин», ГК «УралДорТехнологии» и многие другие, — рассказал Владимир Оглоблин.
— Технику тоже используем отечественную. В последнее время дорожно-строительное машиностроение в России и союзной Беларуси сделало значительный шаг вперед. Наши предприятия производят широкую линейку машин, вполне конкурентоспособных по соотношению цена — качество. Да, крупные западные игроки ушли с рынка, но это становится импульсом для развития нашего машиностроения. Необходимые компетенции, оборудование и технические решения у производителей имеются. Ускоренное импортозамещение вполне реально.
Из Екатеринбурга в Казань — вдвое быстрее
В этом году в Свердловской области продолжаются дорожные перемены не только регионального, но и федерального масштаба. Стержневой проект — строительство трассы М-12, которая свяжет уральскую столицу с Казанью и Москвой. Создание важной логистической артерии ведется по поручению президента Владимира Путина. Работы идут со значительным опережением графика.
— В следующем году мы должны привести в нормативное состояние 85% магистралей в крупных агломерациях страны. Дорога Пермь — Екатеринбург, она является частью транспортного коридора «Восток», связывающего Москву с Казанью и Екатеринбургом. Развитие транспортных коридоров и впредь будет являться нашей приоритетной задачей, — отметил президент Владимир Путин во время открытия 20-километрового участка Пермского тракта в октябре 2023 года.
На 2024 год запланирована реконструкция участка от Екатеринбурга до Ачита. Дорогу расширят с двух до четырех полос, встречные потоки разделят специальным ограждением. Также для бесперебойного движения трафика по магистрали будет построено 14 мостов и путепроводов. За девять из них отвечает компания ООО «Жасмин», одна из крупнейших строительных организаций Свердловской области.
Когда работы на скоростном маршруте будут завершены, автомобилисты смогут сократить время на дорогу между Казанью и Екатеринбургом вдвое, с 14 до 7 часов. Дорога же от Москвы до Екатеринбурга будет занимать 17 часов вместо 35. В будущем трасса М-12 также свяжет с Москвой Челябинск и Тюмень.
Также на 2024 год запланирован большой проект по реконструкции трассы Екатеринбург — Тюмень. Участок от Белоярского до Богдановича расширят с двух до четырех полос с завершением работ в 2026 году.
Любимому городу — широкие комфортные дороги
Улицы Екатеринбурга в течение года тоже преобразятся, а заторов в час пик станет заметно меньше. В столице Урала отремонтируют 9 участков автодорог и модернизируют 24 светофорных объекта по нацпроекту. Более того, к декабрю 2024-го будет полностью готова долгожданная развязка возле концерна «Калина». Место без преувеличения знаковое: сюда стекается огромный трафик со всего города, плюс транзит с Тюменского, Каменск-Уральского и Полевского направлений. Сейчас развязка готова на 70%, минувшей осенью открылась правая эстакада — автомобилисты уже предвкушают запуск левой. Ожидается, что вечные пробки у «Калины» наконец-то останутся в прошлом.
Еще один мегапроект — расширение улицы Татищева. На масштабную трансформацию выделено более 10 миллиардов рублей. В первую очередь реконструкция затронет участок улицы Татищева от Красноуральской до ул. Юрия Исламова. Всего же по проекту будет построено 6,4 километра дорог: по три полосы движения в каждом направлении, плюс трамвайная линия на обособленном полотне, тротуары и велодорожки. Полностью завершить работы планируют к октябрю 2027 года.
Напомним, к 300-летию Екатеринбурга резиденты ассоциации «Предприятия дорожной отрасли Урала» вместе с крупными девелоперами завершили модернизацию транспортной сети в разных районах города: комфортные дороги и благоустроенные тротуары получили жители Старой Сортировки, Заречного, Пионерского, Центра, ВИЗа, Юго-Западного, Широкой Речки, Уктуса, Вторчермета, Паркового, Автовокзала и Горного Щита. Теперь на очереди — юбилейный год для всей Свердловской области, и на региональных дорогах продолжаются важные перемены к лучшему.
Ассоциация «Предприятия дорожной отрасли Урала» и ее резиденты поздравляют екатеринбуржцев с 90-летием Свердловской области, желают процветания родному краю, а также каждому его жителю.
Ассоциация «Предприятия дорожной отрасли Урала», Asdorural.com