В общественном транспорте столицы Урала действуют пересадочные тарифы, которые почти не приносят пассажирам выгоды. В этом уверен урбанист Алексей Кофман. Хотя такие тарифы нацелены и на экономию средств, и на популяризацию городского транспорта, а власти давно хотят пересадить екатеринбуржцев с личных автомобилей на трамваи и автобусы, с нынешним подходом убедить людей в преимуществах этого нереально, считает эксперт. Приводим его доводы.
Нет полной справедливости
Почему пересадочный тариф должен быть по умолчанию включен в каждую поездку — и время пересадки должно быть не менее часа?
Сегодня утром я был в Солнечном, а оттуда в центр решил добраться по новой трамвайной линии. Из Солнечного ходит только один трамвай — № 9. Идет он до «Ботанической», и, чтобы добраться почти до любого места в городе, необходима пересадка — либо на метро, либо на трамвай другого маршрута.
Пересадки — это нормально: из каждой точки в каждую пустить маршрут невозможно. Но вот здесь получилось не совсем справедливо: с «Керамической» и Вторчермета в центр попасть можно без пересадки, а из Солнечного без пересадки не уедешь вообще никуда. В результате жителям соседних микрорайонов приходится платить за проезд разные суммы, хотя расположены они рядом.
При этом, если мэрия решит поменять маршруты, ущемленными станут жители другого микрорайона.
Простой способ сделать ситуацию более справедливой — включить в тариф разового проезда бесплатную пересадку. Даже если все будут платить немного больше, это будет более справедливо. А пересесть на трамвай, двигающийся в попутном направлении, не так сложно, если не придется платить второй раз.
Я сел на трамвай № 9, а потом пересел на 14-й. Сама пересадка заняла не больше пары минут, но в вагоне 14-го не оказалось кондуктора. Кондуктор перешла из другого вагона только на остановке «Большакова», спустя 41 минуту после того, как я оплатил первую поездку. У меня был пересадочный тариф на один час, и я успел, но если бы был получасовой пересадочный, то пришлось бы заплатить дважды. И это еще при том, что мне не пришлось ждать трамвай № 14.
Этот пример подтверждает известное правило: в разовый проезд должна быть включена бесплатная пересадка, и не получасовая, а часовая, чтобы пассажиры при любом стечении обстоятельств были уверены, что не придется платить дважды.
Как должно быть
У нас много говорят про справедливую цену проезда в транспорте — 40 рублей (перевозчики уверяют, что буквально выживают на рынке. — Прим. ред.). Затраты растут, а увеличивать финансирование из бюджета никто не спешит. Конечно, повышение стоимости проезда — один из вариантов решения проблемы.
Но просто повысить тарифы будет ошибкой, так как система сейчас неэффективна. При изменении цены необходимо сделать несколько улучшений:
нужна бесплатная пересадка для всех! Сейчас пересадочные тарифы надо подключать отдельно: либо на 30 минут за 33 рубля, но при этом не включено метро, — это очень мало, даже при минимальной пересадке есть риск не успеть; либо на час и с метро, за 62 рубля — правда, это бессмысленно, так как пересадка стоит почти как два билета;
бесплатная пересадка длительностью 60 минут должна быть включена в любой билет. Это сделает транспорт более удобным и привлекательным. А когда горожане привыкнут к бесплатным пересадкам, это позволит без протестов оптимизировать маршрутную сеть с использованием пересадочной модели;
выгодные безлимитные проездные. Сейчас проездные стоят как 80 поездок, поэтому ими почти никто не пользуется. Эксперты рекомендуют устанавливать стоимость проездного, не превышающую 50 разовых поездок. Выгодные проездные уменьшают количество зайцев. Даже если в вагоне нет кондуктора и терминала, а такое у нас случается, — пассажиры с проездным уже оплатили. Перевозчики получат деньги раньше и более предсказуемо. И опять же люди привыкают к бесплатным пересадкам, что позволит в будущем оптимизировать маршруты;
упростить билетное меню. Сейчас мало кто разбирается в многочисленных видах проездных и пересадочных тарифов. Это сложно, а выгоды почти нет. Всем будет проще, если останется один разовый билет с пересадками и безлимитный месячный проездной.
«Я понимаю, что ответственные в мэрии боятся, что выгодные проездные и пересадочные тарифы — это убыток для транспортных предприятий»
На самом деле, это не так. Эти улучшения позволят сделать транспорт более эффективным и привлекательным, помогут пассажирам пережить повышение стоимости проезда — и в итоге будут выгодны и городу, и транспортникам.
Согласны с автором?
Все новости о дорогах и транспорте Екатеринбурга и области мы собираем в специальной рубрике.