Накануне стало известно, что жители ВИЗа закидали жалобами уральского омбудсмена Татьяну Мерзлякову. Они потребовали вернуть им трамвайный маршрут № 1 — он с декабря 2023 года перенаправлен в Академический. В ответ на это замглавы Екатеринбурга Игорь Сутягин прислал Татьяне Мерзляковой письмо, в котором дал понять, что возвращения «единицы» на ВИЗ не предвидится.
Логика чиновников понятна: нельзя лишить маршрута огромный жилой район, который ждал запуска трамваев целых 15 лет. ВИЗу предложили подождать до лучших времен, когда Екатеринбург получит новые трамваи. К сожалению, никто не называет конкретных сроков их закупки. Палочкой-выручалочкой может стать только федеральный бюджет. Самостоятельно купить трамваи Екатеринбург не может. Это слишком дорого.
Несмотря на это, Татьяна Мерзлякова обещала не откладывать проблему с дележкой маршрута № 1 в долгий ящик. Напомним, жители ВИЗа заявили, что перенаправление «единицы» оставило без транспорта школьников, в том числе учащихся коррекционных школ (назывался «Речевой центр» для детей с нарушениями речи на Пальмиро Тольятти и ряд других учебных заведений для особенных детей).
— Обращения в аппарат уполномоченного продолжают поступать, поэтому эта тема находится на моем особом контроле. Будем снова разговаривать с администрацией Екатеринбурга, чтобы вместе с ее представителями и жителями города найти решение этой проблемы раньше, чем мэрия получит новые трамваи. Готового ответа на этот вопрос пока нет, но я уверена, что в ходе дополнительных встреч с общественниками мы его найдем, — подчеркнула Татьяна Мерзлякова.
Трамвай № 1 реально везет
Есть один интересный факт: перенаправление «единицы» с ВИЗа в Академический обернулось не только минусами (недовольство горожан), но и плюсами. К примеру, смена трассировки сделала маршрут намного более популярным.
— После изменения схемы движения пассажиропоток на маршруте вырос в два раза, таким образом изменения оказали положительный эффект для жителей города и маршрутной сети, — заверил Игорь Сутягин.
Продажи билетов действительно выглядят обнадеживающе. Как правило, любые новые маршруты в мегаполисе требуют обкатки: им нужно заслужить доверие пассажиров, которые первое время присматриваются к графикам и трассировке рейсов. Перед запуском построенной ветки в Гортрансе довольно осторожно оценивали перспективы первого трамвайного маршрута в Академическом. Ведь район годами привык выезжать в город только на автобусах. У специалистов не было уверенности в том, что пассажиропоток будет на высоте.
Но первые результаты оказались неплохими. Если в новогодние праздники 2024-го маршрутом ежедневно пользовались лишь 4–8 тысяч пассажиров, то сразу после завершения каникул показатели выросли до 15–19 тысяч человек в день. По итогам января (это официальные данные от транспортного комитета) трамвай № 1 перевез 411 тысяч пассажиров, в феврале тенденция сохранилась (почти 400 тысяч по состоянию на 25 февраля 2024-го). Удивительного, в общем-то, мало: трамвай сразу же показал, что в районе появился транспорт, который в 2 раза быстрее доезжает до центра, чем автомобили, стоящие в пробках на Серафимы Дерябиной.
Почему именно «единица»?
Еще в 2022 году (за год до запуска линии) в мэрии рассматривали для Академического два маршрута: один — до проспекта Ленина и ЦПКиО (измененный маршрут № 16), другой — до Эльмаша (измененный маршрут № 2), через железнодорожный вокзал и проспект Космонавтов.
Но когда дело дошло до запуска линии, всплыл вариант с маршрутом № 1. Объяснялось это просто: в условиях нехватки вагонов и жалоб горожан на большие интервалы был выбран вариант рейса, чье изменение оказало бы минимальное воздействие на другие маршруты.
При этом трамвай № 16 чиновники трогать не стали, хотя такой вариант всерьез рассматривался до самого последнего момента. Западную часть 16-го маршрута хотели продлить от кольца на Волгоградской до Академического, восточную — перенаправить из Пионерского на конечную возле ЦПКиО (водителям и кондукторам обязательно нужен был диспетчерский пункт. В Пионерском и на кольце Парина его не было).
Из плюсов 16-го — он бы возил из Академического до проспекта Ленина, чего и ждали жители района, то есть транспорта в самый-самый центр. Но в итоге победил вариант с «единицей». Академический получил маршрут, который стал ездить по Радищева, не доезжая до площади 1905 года несколько кварталов.
— Если бы мы 16-й маршрут изменили, мы бы доставили намного больше неудобств жителям тех территорий, которые он обслуживает (пришлось бы убрать трамвай с Пионерского. — Прим. ред.), — говорил корреспонденту E1.RU глава транспортного комитета Игорь Ощепков вскоре после запуска линии. — Вариант с маршрутом № 1 оказался наименее затратным и наиболее востребованным.
По-хорошему, Академическому нужен не только трамвай № 1, но и еще один маршрут. В час пик в вагонах сегодня постоянно возникают давки. Источники E1.RU в мэрии утверждают, что дополнительные рейсы точно будут. В мэрии храбрились и утверждали, что закупят трехсекционные вагоны. А пока ситуацию, по обыкновению, вывозят древние Tatra.
В дележке маршрута между разными районами мегаполиса нет ничего хорошего: это показывает кризис транспортной системы Екатеринбурга. Но хотя бы маршрут № 1 получил второе дыхание благодаря перенаправлению в густонаселенную часть города. Интересы жителей ВИЗа при этом нельзя ставить ниже, но очевидно, что какого-то простого решения сложившейся проблемы, увы, нет.
Напомним, в 2023 году завершили первый этап строительства трамвайной ветки из Академического: от улицы Академика Парина до кольца на Волгоградской, длиной 4,4 километра. Также городские власти хотят в будущем довести линию до Широкой Речки. Там построят разворотное кольцо и депо. Другое ответвление пройдет по широкому проспекту Академика Сахарова.