Екатеринбуржец Иван Медведев не слышит с раннего детства: в три года он лишился слуха из-за врачебной ошибки. Но это не помешало мужчине стать профессиональным водителем. Он больше двадцати лет за рулем и четыре из них выполняет заказы в «Яндекс.Такси».
Иван рассказал E1.RU, как находит общий язык с пассажирами и с какими трудностями сталкивается на работе. Нередко у клиентов глухого таксиста возникает много вопросов к нему. На некоторые из них он ответил нам — публикуем интервью.
— Почему вы решили стать таксистом?
— До этого я работал на заводе. В целом меня там всё устраивало, кроме одного: у меня много лет есть своя пасека с пчелами, и почти всё лето мне нужно за ними ухаживать. С работой это занятие неудобно совмещать.
На заводе меня, конечно, отпускали, но из-за долгого отдыха снижалась зарплата. Я решил уволиться и начать таксовать — у меня была своя машина. Сначала сам искал пассажиров.
«Потом познакомился с другим глухим водителем, и он сказал, что работать нужно в таксопарках и подключаться к специальным сервисам»
Так я подключился к «Яндекс.Такси», а таксопарк предоставил новую иномарку, на которой я возил пассажиров.
Сейчас я самозанятый водитель. Мне нравится эта работа из-за удобного графика — летом могу полноценно ухаживать за пасекой и получать достойное вознаграждение за свою работу.
— А как вы общаетесь с пассажирами?
— С пассажирами я общаюсь текстом, если они пишут в специальный чат. Обычно всё общение происходит до начала поездки. Мне пишут о том, куда надо подъехать, иногда не можем найти друг друга — и тут тоже помогает чат.
Раньше возникали ситуации, когда пассажиры не замечали пометку «глухой водитель» и в случае вопросов начинали звонить. Тогда я первый писал в чат и сообщал, что я глухой и общаюсь только текстом. В большинстве случаев это помогало решить все вопросы.
— Бывает ли, что пассажиры отказываются от заказа, узнав, что приедет водитель с нарушением слуха?
— Да, бывает. Например, когда я уже подъезжал к точке посадки, пассажир просил меня отказаться от заказа.
«Я отвечал, что не могу так сделать, потому что у меня снизится рейтинг — тем более что это именно пассажир не хочет ехать со мной»
Просил их отказаться самостоятельно. К счастью, такие ситуации случались всего три-четыре раза за все годы работы в такси.
Я вообще неконфликтный человек, ссоры не люблю и всегда стараюсь их избегать и проявлять уважение к пассажирам. Люблю шутить, рассказывать анекдоты. Со мной скучно не бывает. Поэтому пассажиров я тоже хочу зарядить своей положительной энергией.
Когда я вижу, что человек сел в машину расстроенный, грустит или плачет, я ему всегда улыбаюсь, делаю веселое лицо — и тогда пассажир тоже начинает улыбаться.
— Попадались ли вам пассажиры с нарушениями слуха?
— Были случаи, когда слышащий человек вызывал такси, понимал, что я глухой, и начинал общаться со мной на жестовом языке. Я спрашивал, откуда он его знает, и оказывалось, что у него родственники с нарушениями слуха.
Глухие и слабослышащие пассажиры тоже попадались. Тогда мы могли все возникающие вопросы решить на языке жестов.
— А у вас в таксопарке есть еще слабослышащие водители?
— В моем таксопарке таких водителей нет. Из-за того, что я единственный глухой, с другими водителями не общаюсь.
«Но мне не грустно из-за этого. У меня свой путь, и я уже привык»
Тем более у меня есть друг — водитель с нарушениями слуха из другого таксопарка, а также друзья вне работы, с которыми мы делимся новостями.
— Помните, как вы сдавали на права? Сложно было на экзамене?
— Я сдавал на права еще в 2000 году. Было легко: я заранее готовился и сдал экзамены с первого раза. Помню, что за весь экзамен попался только один сложный вопрос, но я на него ответил.
— Вы включаете музыку в машине?
— Включаю, если пассажиры просят. Сам я, естественно, еду без музыки. Вообще я стараюсь выполнять все просьбы пассажиров по поездке. Только когда они спрашивают, можно ли в машине курить электронные сигареты, — отказываю. Это запрещено правилами. Но я и сам не курю, да и запах в машине может остаться.
— А если по дороге едет машина со спецсигналами, как вы поймете, что нужно ее пропустить?
— Когда я вижу, что какая-то машина начинает меня обгонять, то сразу пропускаю — неважно, со спецсигналом она или без. В России мигалка на специальном транспорте находится высоко — это не очень удобно для водителей с нарушениями слуха.
«Знаю, что в США, например, такие мигалки расположены еще и на фарах, чтобы все точно увидели»
Было бы хорошо, если бы такое нововведение было и в России тоже.
— Часто ли вам оставляют чаевые или предлагают какую-то помощь?
— Помощь не предлагали. Чаевые тоже редко оставляют. Какого-то особого отношения пассажиров ко мне я не замечал.
Недавно «Яндекс» обновил страницу, посвященную сотрудничеству с глухими и слабослышащими водителями, — разделы перевели на русский жестовый язык. Также на сайте для таксистов собран список сертифицированных парков, которые уже работают с водителями с нарушениями слуха. Требования такие же, как и ко всем: стаж вождения не менее трех лет, а еще прохождение обучающего видеокурса со встроенными субтитрами, который поможет быстрее разобраться с правилами сервиса.
Водителей такси с похожими особенностями здоровья в Екатеринбурге довольно много. Ранее мы публиковали историю Дмитрия Сургутскова — он глухонемой.
В уральской столице, как оказалось, в такси работает больше женщин, чем в других городах страны.
Мы писали, что поездки на такси стали дороже, и рассказывали в нашем обзоре, как вообще устроен этот рынок. А один из водителей поделился тем, сколько он зарабатывает в месяц на самом деле.
Прочитайте также, как работают глухие продавцы в «Ашане».