Работать водителем автобуса в Екатеринбурге — тот еще квест. Ежедневно вас ждут пробки, нахальные конкуренты и тяжелый труд от рассвета до заката. Относительно приемлемые условия транспортникам предлагают в муниципальных парках Гортранса, где соблюдается режим труда и отдыха. У коммерческих перевозчиков всё намного жестче. Чтобы получить более-менее приличную зарплату, шоферам приходится буквально жить в кабинах «Богданов» и пазиков.
Водитель, проработавший несколько лет в частной транспортной фирме, согласился рассказать нам, каково это — оказаться за баранкой маршрутки.
О зарплате
— Я работал с маленьким перерывом с 2010 года. Средняя зарплата в последнее время выходила небольшая. При графике два через два получалось чуть больше 50 тысяч. Зарплаты по 90–100 тысяч рублей тоже реальны. Но это при условии, что ты работаешь без выходных и вообще не вылезаешь из-за руля. Это как на вахте.
У каждого перевозчика своя система подсчета зарплаты. У нас было так: если вышел на работу — автоматически получаешь 400 рублей. Людям платили, потому что бывали и форс-мажоры. К примеру, сломался автобус, не на чем ехать, а работник уже приехал в парк. Поэтому ему оплачивается сам выход на работу — чтобы было не «впустую».
«Основной заработок зависит от того, как шустро ты ездишь»
К примеру, если за смену сделал 3,5 круга (круг — это полный оборот по маршруту. — Прим. ред.), то получаешь 4 рубля с проданного билета. Если сделал 4 круга — 4,5 рубля, а если 4,5–5 кругов, то 6 рублей! То есть чем больше кругов, тем больше отчислений с каждого пассажира. Больше намотал километров — больше денег в кармане. Диспетчеры наши предлагали ездить хоть до полуночи, уговаривали: «Давай, чеши еще на рейс, сделай оборот!»
В пик продаж выходило до 800 билетов. Это давало водителю доход до 4 тысяч в день. Но это при условии, что машина «добрая», ездит без поломок. К сожалению, в парках машин в хорошем техническом состоянии сегодня очень мало. Техника работает на износ, ее перестали обновлять еще во времена ковида. В частных фирмах экономят на всём, в первую очередь на запчастях. Плюс — вечная нехватка автослесарей. Многие машины месяцами стоят у забора.
Поскольку заработок водителей привязан к продаже билетов, возникают безумные гонки по городу. Водители начинают подрезать друг друга, доходит до мордобоя. Меня на линии обгоняли даже свои же коллеги по цеху. По трамвайным путям объезжали.
Бывает, конкурент объедет и начинает меня, что называется, «тащить». Собирает всех пассажиров впереди, а я ничего не зарабатываю! Поэтому возникает желание где-то обогнать с нарушением правил, где-то проехать на желтый или захлопнуть двери перед носом у пассажира, который не успевает добежать. Лишь бы не пропустить автобус соперника, который едет позади.
О рабочем графике
— Рабочий день у меня был длинным: с 6 утра до 21 часа. Выходил из дома в 04:30, а приезжал в полночь. Быстро ужинаешь, ложишься спать, а в 4 утра уже подъем. В 04:30 — в парке. Нужно успеть получить путевку, пройти медосмотр, проверить масло, антифриз. А в 6 утра автобус должен быть на конечной. Пассажиры уже ждут, рассчитывают на первый график. Людям надо на работу. Попробуй задержись — наслушаешься претензий.
Обеды во время смены были предусмотрены, но фактически они часто отменялись из-за пробок и отставания от графика. Если на маршруте мало машин, диспетчер тебя поскорее выпинывает с конечной: «Давай езжай!» В итоге успеваешь только сбегать в туалет.
А это тоже проблема — местами кабинок просто нет, а там, где они есть, заходить в них тошно, потому что их толком не обслуживают. Не откачивают, не проводят санитарную обработку. При этом покидать автобус вдвоем с кондуктором на конечной остановке строго запрещено. А кондуктору тоже нужно успеть в туалет и покурить. Не успел оглянуться — вот и пролетели эти драгоценные минуты.
«Едешь и жуешь за рулем, потому что не успел пообедать, а рядом кондуктор тоже что-то жует»
Многие люди ломаются, не выдерживают такой нагрузки. Кто заинтересован получать побольше, работает без выходных, не видит свою семью.
Думаю, исправить эту ситуацию можно только дотациями. Увеличить финансирование перевозчиков. Тогда они смогут заняться ремонтами и облегчить труд своих сотрудников. Более-менее условия были до пандемии коронавируса. А потом топливо стало дороже, пассажиров стало меньше. В перевозках всё стало хиреть, и до сих пор, по сути, ничего не выправилось.
Почитайте, как в 2023 году коммерческие перевозчики уральской столицы предлагали увеличить стоимость проезда до 45 рублей. Бизнесмены приводили свои расчеты и уверяли, что их предприятиям приходится выживать буквально каждый день.
Все важные новости о дорогах и транспорте Екатеринбурга мы собираем в специальной рубрике.