На днях в Екатеринбурге случилось ДТП с участием автомобиля такси и велосипедиста. К сожалению, последний — курьер — скончался на месте. Постоянный автоэксперт E1.RU Дмитрий Ларионов обратил внимание на велосипед, у которого был электродвигатель. О том, что это значит для хода расследования дела и его результатов, Дмитрий рассуждает в своей колонке.
Автомобиль выехал на перекресток на только что загоревшийся желтый сигнал и с учетом пункта 6.14 ПДД имел право на движение. В свою очередь водитель велосипеда выехал на красный сигнал светофора. Автомобилист из-за неожиданного появления велосипеда оказался лишен возможности избежать ДТП путем торможения. В результате ДТП велосипедист скончался.
Судебная практика не признает за велосипедом статус источника повышенной опасности. А значит, если происходит ДТП с участием машины и велосипеда — автомобилист, даже если он не виноват, всё равно будет обязан возместить вред здоровью велосипедиста, а в случае его гибели — родственники вправе потребовать от водителя компенсировать стоимость похорон и получить возмещение в связи со смертью кормильца. В установленных законом пределах эти возмещения производит страховая компания ОСАГО, в которой застрахована ответственность водителя автомобиля.
Но когда я давал порталу Е1.RU комментарий, я не обратил внимание на то, что погибший ехал именно на электрическом велосипеде. А это обстоятельство способно поменять буквально всё.
Обратимся к определению, которое ПДД дают велосипеду:
«Велосипед — транспортное средство, которое имеет по крайней мере два колеса, приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, при помощи педалей или рукояток и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки не более 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч».
Велосипед может иметь электродвигатель, это вполне допускается. Однако для того, чтобы разогнать 120 кг (велосипед плюс велосипедист плюс груз) до скорости 25 км/ч, потребуется почти 12 секунд. Да и скорость 25 км/ч для электровелосипеда — это объективно уныло. А ведь на более высокой скорости двигатель должен автоматически отключаться!
Давайте будем честными: электродвигатель на велосипед ставят совсем не за этим. Их ставят затем, чтобы ехать быстрее и/или разгоняться активнее. Я позволил себе немного поизучать рынок комплектов для переоборудования велосипедов на электротягу и увидел, что даже вариант с мотором мощностью 500 Вт является вполне бюджетным.
«Но ведь если велосипед не попадает под определение из ПДД, значит, это уже не велосипед. Тогда что же это?»
«Мопед — двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадроциклы, имеющие аналогичные технические характеристики».
Хорошо, мы переоборудовали велосипед в мопед.
«Что же поменялось? Очень многое. Например, водителю теперь обязательно надевать шлем, и он должен иметь права, и за некоторые нарушения их лишают»
Но вот что более важно в данном контексте: мопед — это уже полноценный источник повышенной опасности.
Если происходит ДТП с участием автомобиля и мопеда, это в плане юридических последствий ничем не отличается от ДТП с участием двух автомобилей. И если водитель мопеда в результате столкновения погиб по своей вине, на этом — всё. Никто не вправе требовать от невиновного лица какие-либо возмещения или компенсации.
И если вдруг окажется, что в обсуждаемом ДТП на Большакова электровелосипед имел характеристики, с которыми он уже не являлся велосипедом, — у меня для родственника погибшего плохие новости.
Очень надеюсь, что этот материал заставит задуматься любителей подобных переоборудований. Потому что в результате некоторых переделок (тоже довольно бюджетных) вы и вовсе можете получить... мотоцикл. И не надо думать, что это никогда не вскроется: ситуации бывают разные, и после ДТП достаточно задать эксперту два дополнительных вопроса, чтобы всё тайное стало явным.
Ранее родные погибшего курьера рассказывали, что его звали Алиджон Курбонов, ему было 32 года.
— Остались беременная жена и дочка, ей полтора года. Жена сейчас на четвертом месяце, — рассказал брат погибшего Ахмаджон. — Не знаю, кто виноват в этом ДТП, но брат очень аккуратный был. Около трех-четырех лет работал в доставке, никогда происшествий не было.
По словам друзей курьера, он работал всегда в одном районе рядом с домом, а жил с семьей как раз недалеко от места трагедии. В тот вечер Алиджон вез продукты клиентам из магазина.