У наших соседей из Челябинска скоро появится метротрам — скоростной трамвай, который ездит в тоннелях под землей, а также на поверхности. Губернатор Алексей Текслер поставил задачу запустить его к концу 2024 года.
Замысел амбициозный: новый вид транспорта задействует челябинскую подземку (ее строят уже много десятилетий, но прорыли лишь три километра тоннелей), соединив ее с трамвайными линиями. В проекте — две ветки и три маршрута, которые охватят практически все районы Челябинска.
Челябинский метротрам оценивают в 46 миллиардов рублей (такова начальная цена, заявленная в 2021 году). Это примерно в два раза меньше, чем нужно на метро (80 миллиардов). Трамвайные вагоны и пути обслуживать намного дешевле, чем поезда и инфраструктуру метрополитена.
А что насчет Екатеринбурга? В нашем городе давно мечтают о скоростном транспорте, который будет независим от городских пробок. Да, есть метро, но лишь одна линия, прорезающая город с севера на юг, и то не полностью. Западная и восточная части мегаполиса лишены подземки — в том числе крупные густонаселенные районы вроде Академического, Юго-Запада, ЖБИ, Втузгородка.
Спасти положение мог бы как раз метротрам. Различные эксперты не раз предлагали развивать в городе линии скоростного трамвая.
— На новые трамваи у города денег нет, но на несколько томов бумаги для [проектирования] второй линии метро в бюджете неожиданно нашлось 250 миллионов рублей. Это два-четыре новых длинных трамвая человек на 300 каждый, или еще больше одиночных. Этих трамваев городу не хватает уже сегодня, — писал в 2021 году урбанист Владимир Злоказов.
Также он предлагал застолбить в Генплане Екатеринбурга развитие трамвайной системы. И приводил как минимум 30 вариантов продления трамвайных веток, которые обеспечат связь центра с удаленными районами.
— Если мы построим все эти 178 километров путей по цене 300 миллионов за 1 километр, то мы потратим 53 миллиарда рублей. Сумма кажется гигантской для города с годовым бюджетом в 40 миллиардов, но давайте вспомним, что городские власти активно продвигают идею строительства второй линии метро протяженностью около 10 километров за 90 миллиардов рублей! — говорил Владимир Злоказов.
Какие идеи есть для Екатеринбурга?
Метротрам — по сути тот же трамвай, только с наземными и подземными участками. Поскольку в Екатеринбурге уже есть ветка метро, она в теории могла бы стать частью разветвленной системы метротрама.
Ниже можно посмотреть один из проектов, где трамвайное движение предлагается обустроить под землей в самом центре Екатеринбурга — по проспекту Ленина. Затем вагоны будут выезжать на поверхность и следовать в разные районы мегаполиса.
— Интересный проект, — отмечает исследователь городского электрического транспорта Евгений Кузнецов. — Его сильная сторона — синергетический эффект (когда результат совместного действия двух элементов или более превышает сумму результатов их действия по отдельности. — Прим. ред.) от связи первой линии метрополитена с трамваем.
Трамвайные линии обеспечивают гораздо больший охват городских районов, чем планируемая вторая ветка метро. При этом затраты в данном случае гораздо меньше: новый подземный участок — всего лишь около пяти километров, и построить нужно три станции. А почти всё остальное — трамвайные линии на Сортировку, ЖБИ, Шарташ — уже построены, линию из Академического осталось дотянуть до улицы Татищева.
Техническая сторона работы подземного трамвая отточена годами на скоростном трамвае Волгограда, поэтому ничего нереального тут нет.
Но есть и уязвимости: обеспечение стабильного движения на наземном участке. Хоть предложенные для скоростного трамвая линии и проложены на обособленном полотне, исключить сбои в движении из-за ДТП и прочих дорожных неурядиц нельзя.
Вторая большая проблема — финансирование.
«Без поддержки федерального бюджета такой проект реализовать будет сложно»
— И, конечно, прежде чем начинать реализацию чего-то подобного, необходимо нормализовать работу Гортранса. Предприятие, у которого нет денег на обслуживание подвижного состава и замену трамвайных путей, вряд ли сможет обеспечить эксплуатацию скоростного трамвая.
В целом же предложенный проект мог бы стать неплохим компромиссом между очень дорогим строительством второй линии метрополитена и полным отказом от развития метро. Такой скоростной трамвай принес бы Екатеринбургу гораздо больше пользы, чем так называемое наземное метро, на которое делают ставку городские власти, — заключил Евгений Кузнецов.
В чем сложности?
Инженер, руководитель группы планирования общественного транспорта SIMETRA Юрий Сурнин скептически относится к идее метротрама в центре Екатеринбурга. По его мнению, этот проект интересен, но трудно реализуем, и есть целый спектр причин.
— Особенность трассировки любой линии под землей вдоль проспекта Ленина еще и в том, что она будет преодолевать реку Исеть и Городской пруд. Водные преграды — это почти гарантированно проблемы с грунтами, а значит, мелким заложением пройти, скорее всего, не получится и придется уходить глубже, на уровень существующей первой ветки метрополитена. Тоннели при этом тоже будут соответствовать стандартам метро.
«Так стоит ли изобретать велосипед, который в перспективе, возможно, всё равно придется перестраивать под ветку метрополитена?»
Более того, наземный трамвай в коридоре по проспекту Ленина предоставляет уже сегодня огромные и, самое главное, значительно более дешевые в сравнении со строительством любого подземного транспорта возможности по ускорению и увеличению провозной способности. И наземный транспорт пока что лишен таких недостатков, как необходимость спуска под землю и внедрения мер транспортной безопасности. Не думайте, что в метротраме не будет очередей перед рамками — будут, с гарантией!
Выведения на более высокие мощности требует и существующая линия метрополитена. Интервалы в 8–10 минут сегодня воспринимаются многими как издевательство, хотя пассажиропоток им соответствует. При этом эффективно уменьшить интервалы невозможно без привлечения новых пассажиров, а самым мощным на сегодня генератором потоков является Академический.
Завершение строительства станции «Бажовская» и вилочного ответвления от первой линии на Юго-Запад могло бы решить множество проблем, — считает Юрий Сурнин.
Какой транспорт нужен Екатеринбургу?
По большому счету, в Екатеринбурге никогда всерьез не обсуждали строительство метротрама. Более того, классический наземный трамвай переживает не лучшие времена: число вагонов на линиях резко сократилось за последние десять лет. А последние новые трамваи город закупал аж в 2018 году. Даже открытие ветки в Академический не сдвинуло этот вопрос с мертвой точки. В район направили престарелые Tatra.
Тем временем для Челябинска совсем скоро закупят 55 новых трамваев от Усть-Катавского вагоностроительного завода. Остается только позавидовать соседям (по-доброму).
Ранее мы подробно рассказывали о проекте наземного метро, который продвигают городские власти. Первый этап его строительства потребует 25 миллиардов рублей. К сожалению, пока проект находится на начальной стадии.
Мы писали, что построили за несколько лет. И показывали фантазии дизайнера о том, как могло бы выглядеть наземное метро в Екатеринбурге.