Трамвай в Академический не успел запуститься, как уже стал городской легендой. Он должен был избавить район от пробок, но есть один нюанс: водители не торопятся пересаживаться с машин на общественный транспорт, а потому заторы по утрам не убавились ни на метр.
Наш журналист Ирина Шутько решилась на неделю оставить машину, чтобы испытать все прелести (и горести) распиаренного трамвая. Публикуем ее путевые заметки.
Как выбраться из Академа на трамвае
Начну с того, что запуска трамвая я ждала вместе со всеми жителями района. Да, обычно я передвигаюсь на машине, но мой маршрут очень однообразный: дом — работа — дом. Общественный транспорт я тоже использую — для передвижений по центру. Часто это выходит быстрее, ведь не надо искать место для парковки.
Из Академического на общественном транспорте я когда-то перестала ездить по простой причине: ужасные давки и ругань в пазиках. А если выбираться в центр на более просторных зеленых автобусах, на путь нужно закладывать не меньше часа (у них жутко неудобные маршруты). Устав от этого всего, я и пересела на машину. Теперь же, когда появился трамвай, решила вернуться к забытой привычке — идти на остановку каждое утро.
Спустя неделю расскажу, как устроен путь из Академа в центр глазами автомобилиста.
Начну с маршрута — моя точка назначения находится у Дворца молодежи. Первый трамвай туда не ходит, так что путь я строила до перекрестка Радищева — Московской.
Утро первого дня эксперимента началось с проверки расписания. На работу мне нужно к 10:00. Выбрала для себя удобный рейс в 09:06. Обычно на машине выезжаю в 08:45, но слышала, что трамвай едет быстрее. Пришла на остановку раньше времени, трамвай уже стоял. Видимо, это тот рейс, что едет раньше. Села на конечной, в вагонах было много свободных мест.
Забегая вперед, отмечу, что трамвай почти никогда не приходит на конечную пустым. Обычно он везет хитрых пассажиров, которые делают крюк в пути, чтобы ехать в центр сидя: садятся в сторону трамвайного кольца и не выходят. Заметила, что большинство этих людей садятся в тот вагон, где нет кондуктора. Когда остается две-три остановки до конца маршрута, в трамвае уже никому не продают билеты, так что получается проехать зайцем.
Поездки на трамвае в центр показались мне комфортными. Во-первых, я езжу не в час пик, и в вагонах уже нет той давки, которую вы наверняка видели на страницах E1.RU. Во-вторых, перед выходом из дома я смотрю, где едет трамвай, на онлайн-карте — так что ждать транспорт долго не приходится. Ну и третье, главное преимущество для меня — скорость: путь от конечной до улицы Московской занимает 30 минут при любых пробках.
«За десять минут вагоны долетают до кольца на Серафимы Дерябиной — суперрезультат, на машине обычно тащусь в два раза дольше»
Выбраться из центра и не сломать ребра
Про то, что обратный путь не такой радужный, я много слышала от коллег из Академа и даже смотрела наглядное пособие «как залезть в трамвай и выжить». Так что к катастрофическому аншлагу в вагонах была готова на все 100%.
Толкаться я не люблю, а потому решила занять лишние час-полтора после рабочего дня, чтобы сесть в трамвай не в 18:30, а в 20:00, но это оказалось не так просто. Во-первых, четкого расписания для середины маршрута у трамваев нет. Во-вторых, даже с конечной вечером вагоны могут выезжать как попало: то ни одного нет 40 минут, то за 10 минут пройдут сразу три состава под первым номером.
Впрочем, на сайте ЕТТУ так и сказано: «Обращаем ваше внимание, что точное выполнение расписания не гарантируется». В общественном транспорте катастрофическая нехватка водителей и кондукторов, а еще слабо предсказуемые пробки.
Так вышло, что на остановку я пришла только в 20:55. На онлайн-карте перемещался только один трамвай в сторону Академического. Ждать его нужно было 15 минут, а когда он приехал, водитель сообщил, что состав едет в парк. Раз следом ни одного вагона не было, я решила прокатиться хотя бы до «Волгоградской».
Другие пассажиры, хотя и расстраивались, но тоже садились. В пути начали обсуждать, что вечером трамвая не дождаться, а если и едет, то обязательно в депо. Кондуктор, услышав разговор, решила вмешаться.
— Я им сразу сказала, что выпустили на линию не трамвай, а полуфабрикат. К запуску вообще ничего не было готово, поэтому у нас трамваи сейчас ходят с гигантскими интервалами. Линию обслуживают два депо. Сегодня Южное депо выпустило на линию три вагона и Западное — три. Итого шесть! Люди уже не верят, что трамвай приедет, не доверяют транспорту, — возмутилась кондуктор.
Пассажиры одобрительно загудели в ответ. Начали обсуждать, кто как поедет в Академ с «Волгоградской». Пара человек решили объединиться и вместе заказать такси. Еще несколько человек пошли пешком на автобус (ближайшая остановка внизу, на Серафимы Дерябиной, идти до нее 7–10 минут).
Еще несколько пассажиров спросили у кондуктора, будет ли вообще следующий трамвай. Время было девять вечера, а на карте ни одного вагона в нашу сторону. Кондуктор удивила новостью, что депо запустило экспрессы от Волгоградской до Академического. Якобы после 21:30 один трамвай ездит по укороченному маршруту. Я и еще три пассажира решили его дождаться, но только жутко замерзли — никакой трамвай за 25 минут так и не пришел, а диспетчер очень удивилась, когда я дозвонилась до нее с вопросом: «Когда будет экспресс». В депо оказались не в курсе нововведений.
В конце концов ехать мне пришлось на такси — за 200 рублей меня согласилась довезти старая «Приора». Зато тепло и прямо до подъезда. Впечатление от дороги домой осталось смазанным: от точки А до точки Б прошло 70 минут, итоговые затраты — 233 рубля.
Впрочем, в другие дни таких проблем с трамваем не было — после 20:30 не нужно было драться за место в вагоне. В пятницу вообще удалось доехать домой после 22:00 — трамвай мало того что приехал, так еще и вез пассажиров до конечной, а не в парк. До сих пор считаю, что мне очень повезло, хотя иногда встречаю «первый» в Академическом и в 23:00.
Стоит ли бросать машину ради трамвая
Несмотря на все сложности с обратной дорогой, могу поставить трамваю «удовлетворительно» (на 55 баллов из 100). Добираться до работы мне всегда удавалось с комфортом, без пробок. Весь путь (включая дорогу пешком от Радищева до Дворца молодежи) занимал около 45 минут.
Обычно столько же я трачу в пути на машине, только провожу это время, стоя в пробках, а в трамвае успеваю прочитать новости и ответить на кучу сообщений. К тому же не надо искать место для парковки и можно пойти после работы на винный ужин (если вы не знали, обычно на E1.RU я пишу о еде, загляните в мой раздел).
Из минусов — невозможность уехать в Академический в 17:30–19:00, сохранив здоровье, кости и нервные клетки. Люди из вагонов просто вываливаются, а еще жутко ругаются и кашляют друг на друга. В это время у машины стопроцентное преимущество. Признаться честно, не верю, что ситуацию смогут поправить новые вагоны — мест в них обычно еще меньше, чем в старых чешских.
Так что пока не закроют кадровый вопрос и дыры в расписании, пятерки первому трамваю пассажиры точно не поставят. Что касается лично меня, я решила, что пару дней в неделю буду оставлять машину и пересаживаться на трамвай, особенно в снегопады, когда путь на машине из района растягивается до 80 минут.
Готовы ли вы пересесть с автомобиля на общественный транспорт?
Мэр Алексей Орлов обещал, что линию в Академический вскоре отдадут в концессию и приобретут 85 новых вагонов, но пока это слишком отдаленная перспектива, а по открывшейся ветке ходят старые чешские трамваи.
Недавно жителям района пообещали еще один трамвайный маршрут. Он появится летом 2024 года. Интересно, поможет ли это избавиться от давок в вагонах?
В первый будний день после запуска первого маршрута в Академический наши корреспонденты тестировали новую линию. Трамвай оказался быстрее всего остального транспорта.
Все новости о строительстве и запуске трамвайной ветки в Академический мы собираем в специальном разделе.