Зима 2023/24 выдалась не только холодной, но и очень снежной. Мы много рассказывали про заваленный снегом Екатеринбург и транспортный коллапс с 10-балльными пробками. Но на трассах региона ситуация оказалась ничуть не лучше. А иногда даже хуже. С первых дней мощных снегопадов водители регулярно жаловались на заметенные дороги. После коллапса на Пермском тракте разобраться с дорожниками требовал глава Следственного комитета Александр Бастрыкин.
При этом чистку трасс щедро оплачивают бюджеты разных уровней (в зависимости от статуса дороги). Наибольшие суммы выделяются там, где широкие дороги и плотный трафик. Контракты разыгрываются на сотни миллионов и даже на миллиарды рублей. Поэтому претензии водителей к уборке дорог всегда оправданны.
В этом обзоре мы расскажем о том, кто получает деньги за чистку федеральных трасс, проходящих по территории Свердловской области. Их всего четыре: Челябинский, Тюменский и Московский (Пермский) тракты, а также дорога Екатеринбург — Шадринск — Курган.
Тюменский тракт (федеральная трасса P-351)
Право на его обслуживание и уборку в июне 2023 года выиграл «Трест Уралтрансспецстрой». Предприятие заключило контракт на сумму более 850 миллионов рублей.
Этот дорожно-строительный гигант хорошо известен на Урале. Только в Екатеринбурге фирма отметилась строительством трамвайной ветки в Академический, а также закольцевала ЕКАД вокруг мегаполиса спустя 30 лет ожиданий. По данным сервиса «Контур.Фокус» (здесь и далее), фирма была образована в 1992 году. Предприятие является одним из лидеров в своей отрасли и регулярным участником госзакупок. По данным на 2023 год, компания заключила муниципальные контракты на общую сумму в 84,4 млрд рублей. Выручка предприятия по итогам 2022 года составила 6,8 млрд, из них чистая прибыль — 243,3 миллиона.
Учредителями компании являются бизнесмен Сергей Мазуркевич и связанная с ним фирма «Транссибурал Инвест». Мазуркевич числится учредителем еще нескольких крупных предприятий, занимающихся торговлей строительными материалами и перевозками: Уральский горнопромышленный холдинг, ТД «Инвестпроект», ТД «Новоорский щебень», ТД «Бест гранит», «Уральский щебень» (занимается добычей декоративного и строительного камня, известняка, гипса и мела).
В бизнес-среде Сергей Мазуркевич хорошо известен своей общественной деятельностью. Он является членом Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей.
Тюменский тракт — очень сложная дорога. В последние годы она удерживает первенство по количеству погибших в авариях.
Нынешней зимой (по состоянию на январь 2024 года) именно Тюменский тракт стал лидером по количеству замечаний к уборке на нем.
— Было выдано 83 рекомендации и пять предписаний, — уточнили в ГИБДД по Свердловской области. — Также вынесено пять определений о возбуждении дел об административно-правовых нарушениях по ст. 12.34 КоАП РФ («Несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог»).
В автоинспекции отметили, что во время снегопадов на двух участках Тюменского тракта приходилось вводить ограничения из-за плохого состояния проезжей части.
Пермский тракт (федеральная трасса P-242) и Челябинский тракт (М-5 «Урал»)
Две эти важнейшие дороги обслуживает фирма «Союз Автодор». Сумма двух заключенных контрактов, по данным госзакупок, составила 700 миллионов рублей. Предприятие зарегистрировано в Ивановской области и работает с 2009 года. Его основной вид деятельности — ремонт и содержание дорог.
Дорожники «Союз Автодора», помимо Свердловской области, работают также в Ивановской, Ярославской, Владимирской, Костромской, Новгородской, Московской, Челябинской и Курганской областях. На сайте фирмы указано, что у нее есть 700 единиц современной дорожно-строительной техники и собственный штат инженерно-технических специалистов в 1200 человек. По итогам 2022 года выручка «Союз Автодора» составила 11,3 млрд. Чистая прибыль — 474,9 млн.
Учредителем «Союз Автодора» числится бизнесмен Александр Комков. У него есть еще пара фирм: «Синеборье» (Владимирская область) по охоте, отлову и отстрелу диких животных и «Таитекс» (Иваново) по пошиву спецодежды. «Союз Автодор» — регулярный участник госзакупок, предприятие выигрывало конкурсы больше 500 раз, заключив контракты на 103 миллиарда рублей.
Пермский тракт, который взялся обслуживать «Союз Автодор», — одна из самых проблемных дорог региона. Уже несколько лет трасса находится на глобальной реконструкции из-за строительства «путинского» автобана M-12. Летом прошлого года мы рассказывали о заторах из-за сооружения новых мостов.
Громкий скандал произошел в конце декабря 2023 года. Дорожников жестко раскритиковали, потому что они не справились с уборкой во время мощнейшего снегопада. Из-за нечищеной дороги утром 28-го числа образовалась царь-пробка длиной почти 12 километров. Вереница машин растянулась от ЕКАД до Новоалексеевского.
Чтобы как-то справиться с дорожным коллапсом, гаишники перекрыли трассу и стали пускать машины в объезд. Позднее в Уралуправтодоре оправдали своих подрядчиков: по их версии, уборка проезжей части оказалась сорвана из-за огромного количества фур. Дело в том, что дальнобойщики остановились на трассе из-за сложных погодных условий и решили заночевать. Из-за этого дорога оказалась сужена, и к ее чистке удалось приступить только через много часов.
В другом случае оказался завален Челябинский тракт. 1 января 2024-го в региональной ГИБДД сообщали, что на трассе образовалась гололедица, а проезжая часть оказалась сужена до одной-единственной полосы.
Дорога Екатеринбург — Шадринск — Курган (федеральная трасса P-354)
За уборку этой дороги отвечает Дорожное эксплуатационное предприятие № 33. В 2023 году оно выиграло конкурс на 156 млн рублей. Предприятие было создано в 2010 году во Владимирской области, в городе Вязники. Учредитель — Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
ДЭП почти 40 раз выигрывал право на заключение госконтрактов (на общую сумму 18 млрд рублей). В прошлые годы в Свердловской области его рабочие занимались капремонтом Тюменского тракта. Также у предприятия были крупные заказы на ремонт дорог в Новгородской области и на содержание федеральной дороги М-7 «Волга». По итогам 2022 года выручка ДЭП № 33 составила 4,3 млрд, чистая прибыль — 308,9 млн.
К обслуживанию трассы до Кургана этой зимой также были претензии. 2 декабря 2023 года в региональной ГИБДД сообщали, что на дороге сложились очень тяжелые дорожные условия, она не была почищена и покрылась слоем рыхлого снега.
— Владельцам транспортных средств нужно быть особенно внимательными и осторожными, двигаясь по этой трассе. Дорожные службы в ближайшее время приступят к очистке проезжей части, — сообщали в ГИБДД по Свердловской области.
Уралуправтодор: все подрядчики показали почти 100%-ный уровень готовности
Мы попросили Уралуправтодор, который отвечает за федеральные трассы в Свердловской области, прокомментировать работу его подрядчиков. По данным ведомства, с начала зимы предприятия задействовали 4681 единицу техники, 4632 дорожных рабочих и высыпали на дороги больше 24 тысяч тонн противогололедного материала.
— Подготовка к началу зимнего содержания всегда ведется заранее, — рассказали в Уралуправтодоре. — Проводятся объезды производственных баз подрядных организаций. Мы проверяем запас противогололедных материалов, техники и в целом готовность к снегоуборке. К началу зимнего периода (с 15 октября 2023 года) все подрядчики показали почти 100%-ный уровень готовности. В ежедневном режиме проводим инспекции: проверяем наличие и количество техники на каждой трассе, диспетчерский центр анализирует треки техники, следит за ситуацией по онлайн-камерам, все подрядчики ежедневно отчитываются о проделанной работе. В случае несоблюдения норм применяются штрафные санкции.
Как должны убирать трассы и куда жаловаться, если дорога в плохом состоянии
Каких правил чистки трасс должны придерживаться обслуживающие организации? На эти вопросы нам ответила Юлия Антонова, исполнительный директор Национальной ассоциации зимнего содержания дорог.
— Каковы сроки уборки снега на трассах?
— В зависимости от интенсивности движения транспортных средств, числа полос, ширины проезжей части все дороги подразделяются на пять категорий.
Дороги I и II категорий — это дороги общегосударственного значения, магистральные и региональные, дороги III категории расположены в субъектах РФ республиканского и областного значения, дороги IV и V категорий — местного значения.
По первым трем категориям дорог в среднем на уборку снега и снижение зимней скользкости отводится от 3 до 5 часов, причем отсчет ведется с момента окончания снегопада и обнаружения скользкости соответственно..
«Не допускается снежный накат, колея, талый и рыхлый снег по прошествии 3–5 часов»
По государственному стандарту (Р-50597) на дорогах во время снегопада слой снега должен быть не более пяти сантиметров. При превышении снежного покрова допустимой высоты уборочная техника должна начать работу непосредственно во время снегопада для того, чтобы не допустить образования снежного наката и гололедицы.
— Что должны делать подрядчики в случае, если уборке трассы мешают припаркованные автомобили?
— Здесь необходимо уточнить, что подразумевается под словом «трасса». Если это скоростная магистраль, то на ней запрещена парковка в принципе, кроме отведенных мест, поэтому должен следовать вызов ГИБДД и эвакуация на штрафстоянку.
Относительно проезжей части можно сказать так: если парковка в этих местах не запрещена, то автовладельцы должны быть заблаговременно оповещены о проведении работ по уборке снега путем размещения объявления и выставления ограничителей, чтобы у них была возможность убрать свои транспортные средства. Также довольно распространенная практика, когда владельцы автомобилей оставляют под лобовым стеклом номера своих телефонов, а коммунальщики их обзванивают. В иных случаях автомобили переставляют на очищенные зоны с помощью эвакуаторов или же используют ручной труд для более «ювелирной» работы.
— Имеет ли смысл уборка трассы во время сильного снегопада, метели? Или уборку логичнее проводить после выпадения осадков?
— В наших рекомендациях всегда значится проведение превентивной обработки дорог на основании сведений Росгидрометцентра и метеостанций, которые замеряют не только температуру воздуха, но и дорожного полотна — это позволит использовать в два раза меньше противогололедных материалов, благодаря чему можно обрабатывать в два раза больше дорог при таком же количестве техники.
Как уже упоминалось ранее, согласно ГОСТ Р-50597, во время снегопада слой снега должен быть не более 5 см. При превышении снежного покрова разрешенной высоты уборочная техника должна начать работу непосредственно во время снегопада для того, чтобы не допустить образования снежного наката и гололедицы.
— Как эффективно убирать скользкий накат? Особенно во время ледяных дождей?
— Если прогнозируется понижение температур до отрицательных значений с осадками, то следует обработать поверхность дороги твердыми или двухфазными противогололедными реагентами в соответствии с нормами, указанными в инструкции производителя. Делать это необходимо не раньше чем за два часа, но не позже чем за один час до наступления ледяного дождя или выпадения снега.
Дополнительную обработку проезжих частей рекомендуется проводить уже непосредственно во время ледяного дождя — делается это комбинированными или фрикционными материалами с крупной фракцией 1–5 мм и с нормой расхода не менее 100 г/м2.
«После окончания ледяного дождя следует сразу же начать обработку дорог твердыми противогололедными реагентами — это позволит избежать появления льда»
Если ледяная корка всё же образовалась, необходимо нормировать расход реагента исходя из толщины льда и в соответствии с инструкциями производителя. При отсутствии таковых нужно удвоить норму расхода для указанной температуры воздуха и счищать наледь послойно, совмещая этапы распределения реагента: подождать не менее 30–40 минут, но не более 2–4 часов, затем смести и при необходимости распределить повторно. С проезжей части также нужно удалить остатки талого снега для предотвращения его замерзания.
Не рекомендуется использовать во время ледяного дождя песок, который, в отличие от других фрикционных материалов, не создает шершавую, нескользящую поверхность. Помимо этого, большое количество песка окажется на обочинах и газонах. Жидкие реагенты при осадках также лучше не использовать, так как они быстро теряют концентрацию и возникает риск повторного замерзания поверхностей.
Как вы оцените уборку трасс в Свердловской области?
Если вы стали свидетелем какого-либо ЧП на федеральной трассе, звоните в диспетчерскую службу Уралуправтодора: 8 800 200-63-06 (звонок бесплатный).
Напомним, что все новости о дорогах и транспорте мы собираем в специальной рубрике.