Екатеринбург вышел с новогодних выходных практически таким же заснеженным, каким и уходил в них — в этом сезоне природа щедро осыпает нас осадками. Колеи и накаты, которые появились на трассах, ГИБДД обычно называет «неблагоприятными дорожными условиями» и просит водителей вести себя на таких дорогах аккуратнее, чем обычно. Но прислушиваются не все. Анатолий Ефремов написал колонку об автомобилистах, которым чувство самосохранения, кажется, незнакомо.
Во вторник я, как и все мы, приехал на работу — а мог и не приехать. Потому что на Чусовском тракте чуть не столкнулся лоб в лоб с сотрудником года, который, видимо, очень спешил поработать после каникул и решил прямо в глухом повороте обогнать по встречке трактор. Ну вот по этой нашей нечищеной колее и ледяному накату на островках асфальта.
Видел в каникулы множество новостей про аварии из трех, пяти, десяти, пятидесяти машин, с пострадавшими и трупами. На фотках часто даже не машины, а просто кузова, искореженные до полной неузнаваемости. Причины одни и те же: превысил безопасную скорость и не справился с управлением, обгонял и не справился с управлением, подрезал другой автомобиль, который потерял управление. По соседству с этими ужасными новостями видео, где очередной дрифтер крутит бублики на дорогах общего пользования, а под этими видео — комментарии про то, какой дрифтер красавчик и безопасно ездит, всё под контролем.
Стоит ли говорить, что эта безопасная езда, как правило, происходит на купленной за гроши классике советского автопрома, в которой из средств пассивной и активной безопасности только иконки на торпеде? То есть на куске железа, во время проектировки которого слов «зоны деформации» еще не придумали. И если он в кого-то приедет, то сразу на все деньги.
Под новостями про ДТП же плодятся комментарии в духе «достали тошноты в левом / правом ряду», «у меня полный привод, такая система, сякая система, стаж 50 лет, пустите меня, я хочу ехать быстро». И царь всех комментариев — «почистите дороги!». Нечищеные дороги — это прямо железобетонное, категорическое, абсолютное оправдание тому, что мы в период снежных катаклизмов ездим как чадская армия.
Я за время последних метелей немало накатал и по городу, и по трассе. Честно говоря, временами было страшновато от толп водителей, которые в ночи через пургу по колее несутся мимо тебя газ в палас. Ощущение такое, что за рулем каждой такой машины сидит Безумный Макс, у которого в голове лампочкой мигает одна мысль: «Губернатор, мэр, почисти дороги». И больше там не мигает ничего, нет ни адекватной оценки ситуации вокруг, ни даже инстинкта самосохранения. Как будто заклинание про нечищеные дороги спасет их от потери управления, отбойника, другой машины. Или как минимум снимет с них ответственность.
Ребята, у меня для вас плохие новости — не спасет и не снимет. Разве что получите поддержку в комментариях: ну да, водитель не виноват, дороги надо убирать. И хорошо, если вы эти комментарии сможете прочитать.
Да, чистят у нас и город, и трассы медленно и часто из рук вон плохо. Коммунальщики, конечно, могут в очередной раз всех ткнуть лицом в нормативы и сказать, что они по этим нормативам обязаны убрать снег до первого майского дождя. Конечно, это слабое утешение, когда ты неделями вынужден месить сугробы на дорогах. Но это и не повод ездить в таких условиях как попало. Правила безопасной езды нехитрые: не гони, не лезь на встречку без нужды, не совершай резких маневров, оценивай ситуацию, смотри, чтобы тормозной путь не был дальше зоны видимости. Только они будут работать, если все будут их придерживаться. А не так, что кому-то тошноты мешают, и он начинает исполнять на дороге, как будто едет по сухому асфальту в ясный летний день. Вам что в итоге надо: быстро доехать или живым?
Автомобиль, как написано в ПДД, — средство повышенной опасности. Как однозначно трактовать это определение, даже юристы и суды еще не договорились, но чисто по-человечески всё очевидно: ты управляешь снарядом, который почти всегда весит больше тонны, обладает огромной кинетической энергией и очень по-всякому ведет себя в разную погоду.
«Силой стажа в 50 лет не удержишь на дороге машину, которая на большой скорости одним колесом попадает в рыхлый снег»
Потому что такой навык надо тренировать до уровня рефлекса.
Вспомните ДТП с Мишариным (был у нас такой губернатор в начале десятых). В декабре 2011 года целый правительственный кортеж из качественных автомобилей, напичканных стабилизаторами и прочими ассистентами, которыми наверняка управляли профессиональные водители, не смог избежать лобового удара на встречке. Там тоже все официальные лица в итоге кивали на снегопад и темное время суток, но кое-кто еще кивал и на то, что губернатор вроде как любил погонять от души, сидя на заднем сиденье.
Зато силы стажа в 50 лет может хватить на то, чтобы запихать поглубже обиду на коммунальщиков и желание показать всем мощь своей китайской турбополторашки. И потом аккуратно и осторожно, но доехать до пункта назначения.
Согласны с автором?
О том, как в Екатеринбурге прошел первый рабочий день после каникул, мы рассказывали в онлайн-трансляции. А еще вместе с инспекторами проверяли, как почистили улицы. Кстати, в мэрии рассказали, почему за время праздников не убрали снег из города.