Для екатеринбургских перевозчиков 2023-й выдался непростым. Городской транспорт, как и в предыдущие годы, часто подвергался критике. У пассажиров есть две ключевые проблемы: давка и большие интервалы в расписании. Связаны они с хронической нехваткой водителей и кондукторов в Гортрансе. В свою очередь, кадровый голод объясняется тяжелой работой и маленькими зарплатами.
В этом обзоре мы собрали ключевые события уходящего года в транспортной сфере — как хорошие, так и не очень.
Запустили трамвайную ветку в Академический
Однозначно это прорыв года. В субботу, 23 декабря, в Академический поехал первый трамвай. Стремительно разрастающийся густонаселенный район наконец-то получил ветку с разворотным кольцом и единственный трамвайный маршрут, по которому будут возить пассажиров через Юго-Запад в центр и далее на Вторчермет.
От первых обещаний до постройки линии прошло целых пятнадцать лет. Сначала планировалось построить скоростную линию, потом — запустить в Академический монорельс и футуристичный трамвай R1, наделавший шуму на «Иннопроме». На выходе получилась четырехкилометровая ветка со старыми вагонами. В первый же будний день стало ясно, что трамвай отныне будет самым быстрым транспортом в Академе. Мы лично в этом убедились.
Строители очень порадовали: линию закончили на год раньше запланированных сроков. Жаль только, что трамвай докатился до Академического только через 15 лет после начала застройки. За это время в районе выросло целое поколение жителей.
Закупили 50 новых троллейбусов с автономным ходом
Весной 2023 года екатеринбургскому автопарку торжественно передали первую партию троллейбусов с автономным ходом. Городские власти заключили контракт на поставку 50 электрических машин с белорусским производителем BKM Holding («Белкоммунмаш»). Город давно нуждался в обновлении троллейбусов. Старые машины пришли в печальное состояние и иногда разваливались прямо во время рейсов.
Троллейбусы на батарейках позволили увеличить длину некоторых маршрутов: например, № 28 поехал в Академический, а № 34 продлили до 7-й горбольницы на улице Вилонова. Конечно, партия из 50 новых машин не позволила обновить парк троллейбусов полностью (нужно в четыре раза больше), но дело сдвинулось с мертвой точки.
Открыли новую эстакаду возле «Калины»
В 2023 году продолжилось строительство мегаразвязки возле концерна «Калина». Она разгрузит этот проблемный транспортный узел, где идет слияние транзита с тюменского, каменск-уральского (дублер Сибирского тракта) и полевского направлений, а также внутригородского транспорта. Весь год водители страдали из-за многочисленных ограничений, но оно того стоило: в сентябре 2023 года удалось запустить движение по новой эстакаде. К 2024-му объект обещают полностью завершить.
Изменения маршрутов, перенумерация и новые контракты
В 2023 году в Екатеринбурге переделали многие городские маршруты, а также изменили их нумерацию. Первая масштабная волна изменений произошла 1 августа: она затронула трамваи и троллейбусы. Чиновники говорили, что тем самым хотят убрать дублирование маршрутов, увеличить на них пассажиропоток и сократить интервалы ожидания.
Вторая волна изменений, вступившая в силу с 1 декабря, коснулась автобусов. В тот день сразу 22 маршрута поменяли таблички, а 7 рейсов изменили трассировку. Перенумерация вызвала критику, поскольку пассажиры запутались в рейсах.
Так называемую сквозную нумерацию начали вводить в Екатеринбурге с 2021 года. В мэрии заявили, что пора убрать дублирование номеров. Отныне все трамваи в мегаполисе будут следовать под номерами с 1-го по 24-й, троллейбусы — с 25-го по 39-й, а автобусы — с 40-го по 99-й. К счастью, городские власти заверили, что в 2023-м работу по смене табличек завершили.
О других событиях — одной строкой
В начале 2023 года стоимость проезда в общественном транспорте Екатеринбурга повысили с 32 до 33 рублей. При этом чиновники обещали повышать тарифы каждый год (на один рубль). Говорить о новом изменении цен на билеты власти пока отказываются, но, скорее всего, в 2024 году это произойдет, поскольку Гортранс и другие перевозчики хронически находятся в финансовом кризисе;
для Екатеринбурга при поддержке федерального проекта продолжили закупать новые газовые и дизельные автобусы;
в метро начали устанавливать новые турникеты взамен древних (разработки 1973 года). Современное оборудование должно помочь в борьбе с очередями, которые регулярно возникают в час пик;
выделили деньги на разработку проекта по перестройке Малышевского моста, ведущего к ЖБИ, а также разработали проект строительства развязки на Амундсена и Объездной;
начали прорубать еще один выезд из Академического в сторону ЕКАД;
завершили расширение старейшего участка ЕКАД 7 Ключей — Большой Исток. Часть кольцевой с восточной стороны мегаполиса стала в два раза шире и безопаснее. Также был построен новый мост;
по Свердловской железной дороге поехали «Ласточки» нового поколения (ЭС104), способные разгоняться до 160 км/ч. Поездам дали новое название — «Финист». Также для электричек разработали маршрутную сеть, направив их в крупные города области;
построили обгонные полосы и новый мост на Режевском тракте — одной из самых аварийных дорог региона;
весь год продолжался масштабный ремонт Пермского тракта, который в будущем станет частью платного скоростного автобана М-12. Эта дорога сократит путь до Москвы. Обустроить ее распорядился президент Владимир Путин.
Все новости о дорогах и транспорте мы собираем в специальной рубрике.