Свершилось! Из Академического наконец-то поехали трамваи. Первый вагон с пассажирами отправился в рейс в субботу, 23 декабря. Этого события жители района ждали целых 15 лет. Сегодня они впервые смогут поехать на работу на электрическом транспорте. Ожидается, что он будет быстрее автобусов и автомобилей, которые стоят в вечных пробках по утрам.
Журналисты E1.RU решили выяснить, будет ли трамвайный маршрут удобен пассажирам. Сравним его с автобусом и машиной, проверим, кто быстрее. В 07:30 мы стартуем от конечной остановки «Преображенский парк» и доедем до площади 1905 года. Рассказываем о плюсах и минусах трамвая в режиме онлайн.
Какими маршрутами мы поедем?
В эксперименте участвуют трое корреспондентов E1.RU. Ирина Порозова поедет на трамвае до остановки «Радищева», а затем по улице 8 Марта дойдет до площади 1905 года.
Фотографу Владиславу Лоншакову предстоит преодолеть путь до центра на одном из двух автобусов — № 51 или 52 (это бывшие № 012 и 019). Он сядет в тот транспорт, который первым придет к остановке.
Ирина Шутько будет выбираться из Академа на машине. Ее маршрут пройдет по улицам Вильгельма де Геннина, Серафимы Дерябиной, Токарей, Татищева и проспекту Ленина.
Как думаете, кто из участников эксперимента доберется до конечной точки первым?
История масштабной стройки
А пока наши журналисты готовятся к выезду из района, напомним вам историю эпохального мегапроекта по строительству трамвайной линии в Академ.
От первых обещаний до постройки четырехкилометровой ветки прошло целых 15 лет. В июле 2008 года специалисты компании «Ренова-СтройГруп» сообщили, что начали проектировать линию скоростного трамвая, но уже на следующий год мэр Екатеринбурга Аркадий Чернецкий сообщил, что из-за экономического кризиса «данный проект отложен». В тот момент казалось, что линия навсегда останется только в мечтах.
Впервые городские власти назвали предварительную стоимость проекта в 2013 году — 1,6 миллиарда рублей. Первый тектонический сдвиг в проекте происходит двумя годами позже: мэрия объявляет конкурс на проектирование линии. В 2020 году названа новая цена строительства трамвайной линии: уже 2,5 миллиарда рублей.
Символические рельсы будущей ветки заложили летом 2021-го, а в ноябре того же года наконец-то началось строительство. Летом юбилейного 2023 года на линии начали регулировку проводов и запустили по ней вагоны, чтобы прикатать рельсы и «подушку» под ними. Подробнее об истории масштабного проекта мы писали в нашем материале.
Маршрут трамвая из Академа
Трамвайный маршрут, который будет курсировать до Академического, выбрали буквально за несколько дней до запуска линии. Району отдали «единицу», которая свяжет его со Вторчерметом. Теперь у нее убрали «хвост», ведущий на ВИЗ.
— На маршруте будет 20 остановок, обслуживать будут 12 поездов, основная часть из которых — двухвагонные составы, — уточнил мэр Алексей Орлов.
По договору концессии планируется продлить ветку на Широкую Речку. Там построят разворотное кольцо и депо. Другое ответвление пройдет по широкому проспекту Академика Сахарова.
Наши экспериментаторы стартуют с минуты на минуту. А пока предлагаем вам посмотреть несколько кадров с технической обкатки трамвая.
На трамвайной остановке уже собираются люди, хотя вагон недавно уехал. Кстати, автобусная остановка сегодня не очень популярна.
На участке пути от остановки «Преображенский парк» до трамвайного кольца на Волгоградской оборудовали семь остановок, где трамвай будет забирать и высаживать пассажиров.
Мы отметили их на карте.
Трамваи ходят точно по расписанию. Это радует. Ирина Порозова уже села в трамвай.
— Уже на конечной садится много пассажиров, но свободные места для сидения в салоне есть, — отметила Ирина.
Надо признаться, что журналисты E1.RU не впервые поедут этим трамвайным маршрутом. В ноябре нам уже удалось протестировать новую ветку. Наши корреспонденты прокатились на трамвае новой модели 71–415M, пока на линии шла техническая обкатка. Посмотрите ускоренную видеозапись из кабины.
Расписание движения вагонов
В будние дни первый трамвай будет уходить из Академического в 06:09 (со Вторчермета в Академический — в 06:08). Последний вагон из Академического на Вторчермет будет отправляться по будним дням в 21:07. Все более поздние рейсы (21:54, 22:33, 23:23) завершатся в депо.
Интервалы на маршруте № 1 в будни составят 13–15 минут, в выходные — от 15 до 20 минут. Обслуживать рейсы будут силами двух трамвайных парков: Западного и Южного, на линии обещают двенадцать поездов. Примерно треть рейсов в течение дня будут проходить через кольцо Керамики, где расположен диспетчерский пункт (на кольце Академического его нет).
Две Ирины поборются за первое место — Ира Шутько на машине доберется до площади. Время старта запишем 07:25. Навигатор показывает, что на машине ехать 45 минут! Трамвай может двигаться быстрее, ведь он идет по выделенке.
Пока что по маршруту курсируют старые вагоны. Однако в будущем Екатеринбург должен получить 85 новых трамваев (объем вложений — почти 29 миллиардов рублей). Когда это случится — пока вопрос открытый.
— Что касается новых трамваев — очень бы хотелось, чтобы по ветке пошли уже новые. К сожалению, не получилось. Недешевое это дело: один трамвайный вагон сегодня стоит 160 миллионов рублей. Для того чтобы приступить к эксплуатации линии, нужно минимум двенадцать вагонов, а это около 2 миллиардов рублей, — рассказывал Алексей Орлов.
Уже на второй остановке — «Сахарова» — людей становится заметно больше. Все сиденья заняты, дальше только стоя!