В субботу, 23 декабря 2023 года, в Академический поедет первый трамвай. Стремительно разрастающийся густонаселенный район наконец-то получит ветку с разворотным кольцом и единственный трамвайный маршрут, по которому будут возить пассажиров через Юго-Запад в центр и далее на Вторчермет.
От первых обещаний до постройки 4-километровой линии прошло целых пятнадцать лет. Мы решили вспомнить основные вехи реализации этого проекта. То, что трамвай понадобится району, понимали еще в нулевых, когда первые кварталы Академического только строились. Но никто и представить себе не мог, что обустройство трамвайной линии превратится в эпопею, растянутую на полтора десятка лет.
Коротко о главных событиях
Июль 2008 года. Специалисты компании «Ренова-СтройГруп» (застройщика) сообщили, что начали проектировать линию скоростного трамвая. По замыслу он должен был связать строящийся Академический и центр города. Первоначальный маршрут был таким: Серафимы Дерябиной — Токарей — Кирова к ВИЗ-бульвару.
— Для нас важно сделать жизнь будущих жителей района комфортной, спокойной, чтобы они больше времени посвящали своей семье и любимой работе, а не прозябанию в бесконечных пробках. Мы в очередной раз доказываем, что район Академический не просто новое место жительства, а механизм создания новой современной среды жизни и сохранения Екатеринбургом своей роли третьей столицы России, — подчеркивал тогдашний руководитель строительства проекта Станислав Придвижкин.
К сожалению, тогда еще не было известно, что линия на годы обречена существовать только в эскизах. А пробки из Академического со временем стали визитной карточкой этого района.
Осень 2009 года. Мэр Екатеринбурга на вопрос о судьбе линии отвечал, что из-за экономического кризиса «данный проект отложен». В тот момент казалось, что линия навсегда останется только в мечтах.
Весна 2012 года. Транспортный совет Екатеринбурга изучал возможность строительства вместо трамвая монорельсовой дороги! По маршруту: Академический — центр. Трамвай победил монорельс. Просчеты показали, что пассажиропоток на таком монорельсе будет около 13,5 тысячи человек в час, а на трамвае — 20 тысяч. К тому же для монорельса понадобилась бы совершенно новая инфраструктура, депо, ремонтная база, специалисты, да и сами вагоны — только импортного производства. В итоге проект незнакомой для Екатеринбурга транспортной системы отклонили. Чиновники решили, что при всех радужных перспективах принимать на баланс города монорельс чревато. Частный инвестор («Ренова») был готов софинансировать его развитие, но не содержание.
Весна 2013 года. В мэрии впервые назвали предварительную стоимость линии до Академа — 1,6 миллиарда рублей. И обещали построить ветку к 2020 году.
Лето 2014 года. В отсутствие каких-либо подвижек проект обрастал различными фантазиями. Так, тогдашний вице-мэр Александр Высокинский обещал уже к 2020–2021 году запустить в Академический легендарный трамвай R1, наделавший много шуму на «Иннопроме». Как мы помним, этот футуристический вагон даже в серию не пошел, вместо этого единственный экземпляр уехал в столичный музей транспорта, после того как несколько лет пропылился на территории «Уралтрансмаша».
Лето 2015 года. Наконец-то в проекте происходит первый тектонический сдвиг. Мэрия Екатеринбурга объявляет конкурс на проектирование трамвайной линии. Право на заключение муниципального контракта получает проектный институт «Уралгипротранс» (тот самый, что разрабатывал проект метро в Свердловске).
— При разработке проекта учитывались современные технологии, направленные на обеспечение безопасности и комфорта пассажиров и жителей прилегающих территорий, — рассказала Елена Ильяшевская, главный инженер проектов «Уралгипротранса». — Так, например, при строительстве была применена бесстыковая технология с использованием фибробетона. Это позволяет добиться более плавного хода вагонов и значительно снизить уровень шума и вибрации.
«Однако не всё шло гладко и были свои сложности»
Так, например, изначально в проекте предполагалось использование рельсов от австрийского производителя, но из-за объявленных санкций от их применения отказались в пользу российского аналога сопоставимого уровня качества.
Лето 2017 года. И снова про трамвай до Академического много говорили в дни «Иннопрома». Владимир Путин посетил стенд «Реновы». Про строящийся район главе государства рассказывал президент «Кортроса» Вениамин Голубицкий. В интервью корреспонденту E1.RU он сказал, что трамвай будет в Академическом через три-четыре года. И признался, что ветка крайне необходима.
— Академический однозначно должен развиваться с точки зрения транспорта. Это главная проблема сейчас. Точно появится трамвай, — заверил Вениамин Голубицкий.
К тому моменту бесконечные обещания запустить трамвай уже начинали откровенно подбешивать горожан. Приведем несколько самых мягких комментариев с форумов E1.RU, оставленных в 2017 году:
«Может, надо наоборот действовать: сначала трамвай, а потом микрорайон на 100+ тысяч жителей?»,
«За три года можно в этот район уже метро прорыть, а они всё про трамвай говорят»,
«Я желаю скорейшего появления трамвайной ветки Академу, метро — ВИЗу и Жебайке. Солнечной погоды всем!»
Лето 2020 года. Генеральный директор компании «РСГ-Академическое» Виктор Кривошеин назвал новую цену строительства трамвайной линии — 2,5 миллиарда рублей. Из этой суммы 1,2 миллиарда планировалось направить на саму ветку, а еще 1,3 миллиарда — на благоустройство прилегающей территории и строительство электросетей. С 2015 года стоимость линии выросла почти на миллиард!
Осень 2020 года. Еще один серьезный шаг: проект трамвайной ветки в Академический получил положительное заключение государственной экспертизы. После этого городские власти объявили конкурс на строительство. Право на заключение контракта получил «Трест Уралтрансспецстрой». При этом стоимость ветки оценили уже в 2,7 миллиарда рублей. Деньги выделили сразу из трех бюджетов: городского, регионального и федерального.
Лето 2021 года. В Академическом заложили первые символические рельсы будущей ветки. На церемонию приехал глава Минстроя Ирек Файзуллин, действующий мэр Екатеринбурга Алексей Орлов, экс-мэры Александр Высокинский и Аркадий Чернецкий, а также полпред в УрФО Владимир Якушев. Все чиновники вооружились кувалдами и вбили костыли в шпалы будущей трамвайной линии. Собравшиеся клятвенно обещали, что линия стопроцентно будет построена.
— Сколько бы мы ни старались успеть построить дороги, мы это не успеем, автомобилизация слишком активно развивается, — сказал журналистам Ирек Файзуллин на церемонии закладки рельсов. — Поэтому для таких крупных городов общественный транспорт — это основа жизни. Мы всё равно к этому придем, иначе мы просто будем стоять в гигантских пробках. Нужен хорошо работающий транспорт, системно, и тогда люди начнут отказываться от личного транспорта.
8 ноября 2021 года. В этот день в Екатеринбурге (уже без всяких церемоний) стартовали строительные работы по прокладке трамвайной ветки в Академический. Технику, экскаваторы и самосвалы заметили на улице Вильгельма де Геннина. Поначалу никто не придал этому значения, но затем в мэрии подтвердили, что подрядчики приступили к работе на объекте. Рабочие начали снимать верхний слой почвы в месте, где пройдет линия. Так, спустя тринадцать лет после презентации проекта, линию наконец-то начали воплощать физически.
Лето и осень 2023 года. На линии начали регулировку проводов и запустили по ней вагоны, чтобы прикатать рельсы и «подушку» под ними.
Декабрь 2023 года. Мэр Алексей Орлов назвал дату начала пассажирских перевозок.
Плюсы и минусы
Ветка однозначно должна облегчить проблему давки в транспорте. Много лет Академический обслуживался только автобусами (в том числе — тесными пазиками). Недавно стало известно, что ездить по новой линии будет трамвай № 1. К маршруту уже есть претензии: он не проходит через самый центр города, по проспекту Ленина, а проезжает по улице Радищева.
Еще одно разочарование академчан — к ним поедут старые трамваи. Город не сумел закупить для нужд линии новые вагоны. По словам мэра Алексея Орлова, один современный трамвай сегодня стоит около 160 миллионов рублей. Такие траты городской бюджет не потянет. Приобретать новую технику будут, скорее всего, после передачи ветки в концессию.
Но есть и один большой плюс: строители проложили новую линию в очень сжатые сроки. После долгих лет топтания на одном месте проект внезапно взлетел, словно на форсаже. Теперь у Академического будет свой трамвай, катающийся по выделенной линии. Будет интересно, насколько популярным он станет у местных жителей, которые ежедневно теряют драгоценное время в пробках.
Все новости по этой теме мы собираем в специальной рубрике.