В ночь на 13 декабря в метро Екатеринбурга наконец-то начали устанавливать новые турникеты. Это оборудование подоспело очень кстати: старая техника уже не справлялась с возросшим потоком пассажиров. Особенно остро эта проблема проявилась в декабрьские морозы и снегопады, когда многие пересели с личных автомобилей на общественный транспорт. Из-за этого в часы пик в подземке стали скапливаться настоящие пробки из людей.
Основной недостаток старых турникетов (1973 года разработки) — это медленный отклик на оплату картами. В среднем старому советскому оборудованию нужно 2–2,5 секунды, чтобы отреагировать и подать пассажиру зеленый сигнал на проход. Когда перед створками скапливается большая очередь, эти секунды кажутся вечностью. Новые турникеты будут пропускать поток людей в два раза быстрее.
К чести старых АКП (автоматических пропускных пунктов), они долгие годы работали и не вызывали особых нареканий, да и сегодня при броске жетона мгновенно загорается зеленая лампа. Но проблема в том, что в подземку пришли новые способы оплаты и проход на станции превратился для пассажиров в испытание.
— Изначально они (старые турникеты. — Прим. ред.) создавались для работы с пятикопеечными монетами, под стоимость проезда. Потом их перепрограммировали под жетоны. Но затем в 2010 году появилась карта горожанина. Следом пошли бесконтактные банковские карты, и на турникеты пришлось ставить дополнительное оборудование для их считывания, — объяснил директор екатеринбургского метро Андрей Панаиотиди.
В 2023 году вопрос с заменой оборудования встал ребром: горожане почти полностью отказались от использования жетонов, попутно оставив без работы кассиров. Из-за этого подземке даже пришлось сокращать штат.
— По итогам ноября всего 12% пассажиров у нас шли по жетонам и 88% по картам всех видов (горожанина, банковские, с транспортными приложениями), — объяснил Андрей Панаиотиди. — Основная часть платежей (76%) идет по бесконтактным банковским картам. Что даст замена турникетов? Во-первых, сразу изменится вид станций, во-вторых, чего греха таить, со старыми турникетами у нас нет-нет, да и были травмы у пассажиров, когда их створками ударяло, если некорректно оплатил или не в те створки прошел. Ну и с помощью новых турникетов, я надеюсь, мы эти столпотворения в часы пик все-таки уберем.
Для екатеринбургского метро заказали отечественные распашные турникеты, которые производят в Казани. Они сделаны из нержавеющей стали и закаленного ударопрочного стекла. Аппараты смогут считывать все виды карт, а также принимать жетоны. Но железяки будут в ходу совсем недолго: уже в конце 2024 года в подземке от них откажутся окончательно. Взамен введут билеты с QR-кодами по опыту столицы.
В метро призвали к терпению
После «Площади 1905 года» новые аппараты будут устанавливать и на других станциях в следующем порядке: в марте 2024-го работы проведут на «Геологической», затем последуют «Проспект Космонавтов», «Ботаническая», «Динамо», «Уральская», «Машиностроителей», «Уралмаш». Последней в очереди на замену будет станция «Чкаловская», до нее руки дойдут следующей осенью.
В подземке предупредили, что на время замены оборудования будут сложности. Поскольку часть турникетов придется отключать, проход на станции будет затруднен. Но на этот случай нашли выход.
— Будем дополнительно выставлять наших сотрудников с ручными валидаторами, чтобы пассажирам можно было оплатить проезд таким способом, — рассказали в метро.
К сожалению, обновление инфраструктуры в метро довольно редкое явление. В 2019–2021 годах подземка ремонтировала старые поезда и даже закупила пару новых составов, но ради этого пришлось повысить стоимость проезда сразу на 4 рубля.