Профессиональная гонщица из Екатеринбурга Екатерина Набойченко недавно несколько раз прилетала в родной город, в том числе ради Народной премии E1.RU. Во время одного из визитов мы поговорили с Катей о семье, автоспорте и машинах. В разговоре с пилотом Российской дрифт-серии в том числе зашла речь про тех лихачей, которые не упускают возможности «вальнуть бочком» на городских улицах.
Отношение к ним у Кати резко негативное, но при этом она отметила важный момент: в Екатеринбурге сложилась странная ситуация, которая, по сути, провоцирует людей дрифтить на дорогах. Далее — мнение от первого лица.
Когда я была на Народной премии Е1.RU, меня спросили, что меня больше всего бесит на дорогах, и мой ответ был — как раз таки эти уличные «дрифтёры» (не дрифтеры!). Это то, что раздражает ужасно.
Я человек с уже, можно сказать, колоссальным опытом в автоспорте, и я не позволяю себе таких вещей, поскольку понимаю, что не могу контролировать автомобиль на сто процентов. Это факт. Как они могут быть настолько уверенными в том, что они делают, когда они делают это на дорогах общего пользования?
Там есть другие люди, там могут быть пешеходы, может выбежать ребенок... Может случиться всё что угодно.
«Город — это не место для гонок, и точка. Всё. Это просто никак не обсуждается»
В начале, так сказать, моего творческого пути, я тоже участвовала в драг-рейсинге. В Екатеринбурге было такое место — «Тупик». Не знаю, насколько сейчас это актуально. Думаю, там уже никто не гоняет.
У меня был Ford Focus ST, и по городу я в принципе тоже гоняла в первые годы нахождения за рулем. Но мне от этого очень стыдно, и это не то, чем надо бравировать.
Более того, я сейчас вспоминаю какие-то моменты и понимаю: мне просто повезло, что я сейчас сижу тут, с руками-ногами, с головой на плечах. Потому что, конечно, были очень рисковые моменты. Повторять такое точно не надо. Хорошо, что я очень быстро одумалась.
Сейчас по городу я езжу максимально аккуратно и всегда в пределах правил. Да, это достаточно скучно, поэтому я вообще не очень люблю ездить за рулем по городу, честно говоря. Особенно в Москве я предпочитаю такси, потому что там проблемы с парковкой, проблемы с пробками и гораздо комфортнее вызвать себе машину, сесть на заднее сиденье и просто там заниматься своими делами.
«Я, наверное, буду не совсем честна, если скажу, что вообще никогда не думаю о том, чтобы где-то прохватить бочком»
Особенно когда выпадает первый снег и ты едешь на своей машине на заднем приводе и видишь затяжной поворот... Ужасно хочется! Хочется пнуть по сцеплению, которого, конечно же, нет в тех машинах, на каких я езжу по городу. Автомобили для города у меня все на автомате.
Хотя этот соблазн и присутствует, я никогда не перехожу грань. Я понимаю, что дрифтить в городе недопустимо.
Уличные гонщики к тому же бросают тень на репутацию профессиональных спортсменов. В 2018 году я пришла к директору очень крупной компании, одному из титульных спонсоров, с которым работала, и сказала, что хочу заниматься дальше дрифтом. Он спросил: «А, дрифтеры — это вот эти придурки, которые мне спать не дают по ночам и под окном на парковках катаются?»
Я сказала: «Знаете, сравнивать профессиональный автоспорт с этими людьми — это всё равно что пьяную драку во дворе сравнивать с профессиональным боксом». Это два абсолютно разных мира, и профессиональный боксер никогда не позволит себе просто так, без повода, задираться на кого-то на улице.
На самом деле, у нас долгое время функционировали несколько зимних ледовых трасс в Екатеринбурге. Например, на Визовском водохранилище была трасса, еще где-то — я уже не помню. И там были полноценные крутейшие соревнования на очень высоком уровне, с трансляциями, туда приезжало больше сотни машин на гонку. И это всё ребята, которые осознанно приезжали гонять на трассу по правилам: в шлеме, соблюдая все критерии безопасности.
И в какой-то момент эти трассы взяли и закрыли, потому что у какого-то человека, не последнего в нашем городе, была дача рядом с трассой, ему это не понравилось, и на законодательном уровне это всё было запрещено — вообще выезд на лед на машинах в Свердловской области.
Это не отменяет того, что дрифтить в городе плохо, но что делать тем, кто хотел делать это честно и по правилам и у кого просто взяли и отобрали трассу? И это ведь были люди, которые зачастую последние деньги вкладывали в машину, в ее тюнинг, в экипировку,
Поэтому я не говорю, что дрифтить в городе — это классно. Моя позиция тут однозначна: город — не место для гонок, но такое ощущение, что подобными решениями людей прямо толкают на нарушение закона.
Согласны с Екатериной в ее отношении к «дрифтёрам»?
В 2018 году произошел скандал, связанный с соревнованиями по дрифту на льду. Чемпионат должен был пройти на озере Балтым, но казаки с нагайками не пустили машины на лед. Уже позже эти действия признали незаконными.
А вот на огороженных участках дрифт — это эффектно и зрелищно. Этой осенью, например, такой чемпионат прошел на горе Лиственной.