Трамвай — один из старейших видов транспорта в Екатеринбурге. Первый вагон в нашем городе поехал по линии почти век назад — 7 ноября 1929 года. Сегодня в мегаполисе разветвленная сеть трамвайных линий, курсируют 23 маршрута, строятся две новые ветки. Несмотря на это, есть тревожные цифры, говорящие о том, что электротранспорт в городе деградирует.
Екатеринбургский исследователь общественного транспорта Евгений Кузнецов сравнил, какое количество вагонов ездило по Екатеринбургу в 2012 и 2022 годах, и получил любопытные графики, говорящие о том, что число вагонов на маршрутах постоянно снижалось. Если так пойдет и дальше, екатеринбуржцы смогут увидеть трамваи только в музеях. Предоставим слово Евгению.
Один из ключевых параметров работы трамвайной системы — это выпуск вагонов на маршруты. Можно построить сколько угодно путей, но это не будет развитием, если нет возможности обеспечить выпуск (и, как следствие, приемлемые для пассажиров интервалы). К сожалению, об этом не думают при строительстве новых линий. По сложившейся в Екатеринбурге практике открытие новых маршрутов осуществляется путем снятия поездов с уже имеющихся. Так, например, было в случае с Верхней Пышмой, когда для запуска нового направления было уменьшено количество трамваев на маршрутах № 2, 7, 8, 13, 22, 24 (некоторое количество водителей перешли на новые вагоны «Львенок»).
Для запуска линий в Академический и Солнечный снимать уже просто нечего: из-за нехватки персонала количество вагонов на линии постоянно снижается. Гортранс не в состоянии закрыть даже имеющиеся маршруты, а пассажиры не могут дождаться трамваев, которые еще несколько лет назад ходили более-менее нормально. Давайте сравним, как изменилась ситуация за 10 лет. Для этого возьмем плановые показатели выпуска 2012 и 2022 годов (с 2023-м сравнивать некорректно из-за изменения маршрутов).
В 2012 году по будним дням на маршруты Екатеринбурга выходило 255 трамваев, из них было 111 двухвагонных, что в итоге составляло 366 вагонов. По состоянию на 2022 год общий выпуск упал на 70 единиц и составлял уже 297 вагонов: 199 трамваев, из них 98 двухвагонных.
Кажется, небольшой оптимизм внушают сиреневые столбики показателей, прописанных в контракте 2023 года. Но эти показатели тотально не выполняются. В отличие от того же 2012 года, когда выполнение планового выпуска осуществлялось всегда за редкими небольшими отклонениями.
«Но самым драматичным образом выпуск вагонов пострадал в выходные дни»
В 2012 году в субботу и воскресенье вагонов выпускалось 285 (200 трамваев, из них 85 двухвагонных) и 278 (200 трамваев, из них 78 двухвагонных) соответственно. В 2022-м выпуск по выходным дням стал 163 вагона (двухвагонных и вовсе 0).
Гортранс (ранее ТТУ) отказался от двухвагонных сплоток по выходным еще в 2013-м. Делалось несколько робких попыток выпускать на отдельные маршруты двухвагонные трамваи (последняя — в апреле 2023-го), но всё это очень далеко от той былой трамвайной роскоши. Последним контрактом 2023 года предусмотрен выпуск всего 14 двухвагонных трамваев по выходным. Справедливости ради следует отметить, что с апреля этот параметр несколько превышается оператором-перевозчиком, но это обусловлено скорее не человеколюбием по отношению к пассажирам, которые вынуждены толкаться в забитых трамваях-одиночках, а необходимостью выполнять параметры контракта, которые просели из-за тотального недовыпуска.
В 2023 году есть цифры, заложенные в муниципальном контракте, а есть суровая реальность. Фактический выпуск на маршруты близко не дотягивает даже до показателей 2022 года. Динамика «отрицательного развития» трамвайной системы Екатеринбурга понятна без лишних слов.
Когда оборотный рейс на маршруте более двух часов, а выходит на него 3–4 трамвая, дождаться свой транспорт просто невозможно. И, если не принять оперативных мер по исправлению ситуации, через несколько лет трамвайного движения в городе просто не останется.
Вы согласны, что трамвайное движение в Екатеринбурге деградирует?
Напомним, недавно в Гортрансе подтверждали, что количество вагонов на линии постоянно уменьшается. Директор Гортранса Сергей Нугаев в письме к депутату гордумы Константину Киселеву сообщал, что на предприятии не хватает 813 водителей и 1207 кондукторов. Проблема с кадрами многолетняя. Люди отказываются работать из-за низких зарплат. В 2023 году средние выплаты водителям трамваев составили 56 тысяч рублей, кондукторам — 44 тысячи. При этом большинство транспортников вынуждены работать сверх нормы. Последнее повышение зарплаты в Гортрансе было в марте 2022 года.