Перекресток Радищева и Московской вновь оказался в центре обсуждений из-за жалоб водителей на штрафы. Еще в начале 2022 года там обустроили подобие реверсивного движения. Сначала автовладельцы путались и выезжали на встречную полосу, а теперь они жалуются, что не могут уловить момент, когда меняется схема движения по полосам. Из-за этого некоторым прилетают штрафы от ГИБДД.
В этой колонке автоэксперт Дмитрий Ларионов проанализировал все претензии автовладельцев и согласился, что их возмущения вполне оправданны.
После того как в феврале 2022 года на улице Радищева и на ее перекрестке с улицей Московской появились «табло переменной информации», я уже высказывал мнение о том, насколько лютый это бред.
Если коротко, то ПДД не обязывают водителя иметь часы: ни на руке, ни на телефоне, ни на приборной панели автомобиля. Больше скажу, часы на приборке автомобиля даже не упомянуты в «основных положениях по допуску транспортных средств к эксплуатации» (приложение к ПДД). То есть они могут быть неисправны, могут быть отключены, могут идти некорректно, и это не нарушение. Да, в ПДД есть дорожные знаки «время действия», но мне всегда было непонятно, каким образом обеспечивается их соблюдение в условиях, когда никто не обязывает водителя иметь часы.
Но так уж получилось, что более 1,5 года эта схема движения на Радищева как-то работала и вроде даже никому особо не мешала. Ровно до момента, когда кто-то не решил окончательно дискредитировать эту идею. Назвать как-то иначе желание собирать штрафы за «нарушения» у меня не поворачивается язык.
К примеру (судя по фото из штрафной квитанции — реальный случай), 29 октября 2023 года около 08:59 белый Volkswagen едет по Радищева со стороны Гурзуфской. Подъезжая к Московской, водитель видит знак, который разрешает ему двигаться со средней полосы прямо. Он встает перед стоп-линией на красный сигнал светофора и стоит так пару минут.
Всё это время знак на электронном табло находится над его головой, и чтобы его увидеть, водителю надо или выйти из машины, или свернуть себе шею. Разумеется, водитель не знает, что за эти 2 минуты знак поменялся и теперь запрещает двигаться из средней полосы прямо. Около 09:01:50 водителю загорается зеленый сигнал светофора, он проезжает перекресток прямо со средней полосы и позже получает за это штраф.
Думаете, на этом всё? Нет, это только начало. Теперь на арену выходят сотрудники ГИБДД, которые, комментируя происходящее, говорят, в частности:
дорожное движение регламентируется специальным нормативным актом — Правилами дорожного движения, в соответствии с которыми водитель, управляя транспортным средством — источником повышенной опасности, обязан осознавать всю ответственность нахождения на проезжей части, быть дисциплинированным, проявлять излишнюю бдительность и осторожность;
знаки переменной информации расположены на данном перекрестке уже более полутора лет, и все возможные противоречия не оправдывают нарушения правил дорожного движения, которое могло привести к дорожно-транспортному происшествию.
А теперь убираем налитую «воду» и видим утверждения:
ПДД обязывают водителя проявлять излишнюю бдительность и осторожность;
противоречия в организации дорожного движения не являются для водителей оправданием, ведь они существуют более полутора лет.
Лично я понимаю это так: вместо того, чтобы проявлять заботу о безопасности дорожного движения, инспекция устранилась от исполнения своих основных функций и перекладывает проблему с больной головы (администрации) на здоровую (водителей), обвиняя последних в нарушениях ПДД, в которых они не виноваты, и «советуя» им делать то, что никакими правилами не предусмотрено.
Интересно, хоть какой-нибудь сотрудник ГИБДД сможет ответить на вопрос, какой пункт ПДД обязывает водителя контролировать картинку на знаке, который 2 минуты подряд расположен в 5 метрах над его головой? Ну чтобы водитель в момент начала движения имел информацию, куда он может двигаться.
Просто мне моя память робко подсказывает, что есть какие-то там ГОСТы с правилами размещения знаков, которые специально придуманы, чтобы знаки, предназначенные для водителя, были прекрасно заметны с его сидячего места без всяких извращений. Или это теперь пустой звук и их надо забыть как страшный сон? Или мне скажут, что водителям в Екатеринбурге нужно проявлять излишнюю осторожность и покупать только автомобили с прозрачной крышей и атомными часами на борту?
Или, быть может, хоть какой-нибудь сотрудник ГИБДД ответит, какой пункт ПДД обязывает водителя иметь часы? Да не просто часы, а часы, показывающие время с точностью до секунды!
Но куда больше меня волнует ответ на вопрос: каким образом срок в полтора года, на протяжении которого существуют противоречия в организации дорожного движения, может оправдать переложение ответственности за происходящее с администрации Екатеринбурга на водителей? Неужели сотрудники ГИБДД искренне считают, что условный житель Перми перед поездкой в Екатеринбург должен старательно гуглить и читать все местные СМИ за последние годы, чтобы не попасть в этот капкан?
К сожалению, для меня очевидно, что всё это — риторические вопросы. Но хочется верить, что ответственные сотрудники ГИБДД сочтут иначе и всё же ответят на них.
Кроме того, некоторые водители высказали пожелание о том, что нужно поставить дублирующие знаки и таймеры. А на мой взгляд, все эти «свистелки и перделки» не более чем костыли, неспособные устранить причину проблемы. Все сложности с пропускной способностью дорог нужно решать в правовом поле, а если это невозможно — не стоит жонглировать нормами, относящимися к безопасности движения. Стоит признать ошибки и выпилить все подобные «велосипеды с треугольными колесами» с дорог города.
Согласны с автором?
Напомним, впервые табло переменной информации стали использовать в центре Екатеринбурга еще в 2013 году. Сделано это было для того, чтобы разгрузить улицу Шейнкмана, сделав ее односторонней по утрам. Часть горожан сочла эту идею удачной, а вот автоэксперт Дмитрий Ларионов выступил против электронных табло, посчитав, что их использование в городе может быть небезопасным.
Также с помощью световых табло с 2022 года начали обозначать выделенные полосы для общественного транспорта.