Каждый автовладелец вставал перед выбором, какую резину покупать на зиму — шипованную или липучку? Традиционно считается, что шипы надежнее, но и у фрикционной резины (она же липучка) есть свои поклонники.
Екатеринбургский эксперт по безопасности дорожного движения Алексей Благодарев по нашей просьбе рассказал о свойствах различных типов покрышек. И объяснил, почему не бывает идеальных шин «для всех». Далее — от первого лица.
Что лучше?
Основной критерий при выборе зимней резины — температура, при которой будут эксплуатироваться колеса. Еще один важный фактор — особенность местности, где предстоит ездить. В мегаполисах и крупных городах уборка снега ведётся активно, скоростные режимы достаточно умеренные, а дорожное покрытие относительно предсказуемое и однородное.
При регулярных дальних поездках по загородным трассам всё наоборот: водитель чаще сталкивается с нечищенной дорогой и обледенением дорожного полотна. На междугородних трассах высокие скоростные режимы, что значительно влияет на устойчивость и управляемость автомобиля. Обязательно нужно учитывать технические особенности машины, на которую выбираются покрышки. Как минимум — масса автомобиля и тип привода влияют на то, как та или иная характеристика зимней резины будет себя проявлять.
Шипованные шины — это шины, предназначенные для использования в зимних сложных условиях. В теле протектора имеют специальные металлические шипы противоскольжения. Фрикционной шиной («липучкой») называют класс зимней шины, которая может без металлических вставок цепляться за поверхность льда.
Водитель при выборе шины уже понимает, на какой автомобиль ему нужны колёса и в каких условиях какие задачи ему предстоит решать. Это позволяет достаточно точно определиться с типом зимних шин.
Липучки отлично подходят для городской эксплуатации и для относительно легких автомобилей. Такой тип шин, как правило, обеспечивает больший комфорт при движении, а благодаря большому пятну контакта обеспечивают хорошую управляемость и устойчивость автомобиля на холодном асфальте. Минус этого типа шин — это небольшой ресурс при эксплуатации на твёрдом покрытии. Мягкий слой резины, обеспечивающий хорошее сцепление на снегу и льду, быстро приходит в негодность. И конечно, на обледенелой дороге отсутствие шипов сказывается на возможности колеса цепляться за покрытие, что в свою очередь требует от водителя и дополнительных знаний, и навыков при управлении автомобилем в подобных условиях.
«Чем машина легче, чем меньше на нее действует сила инерции — причина скольжения. Для относительно лёгкого автомобиля подходят липучки»
А шипованные колеса я бы рекомендовал тем, кто часто сталкивается с дальними междугородними поездками, и тем, кому приходится регулярно покидать асфальтовое покрытие. У шипованных колёс есть заметные преимущества перед шинами-липучками — рисунок протектора и расположение шипов. Это две системы, параллельно работающие на благо водителя. И когда одна из них приходит в негодность, вторая продолжает работать.
Когда из шипованного колеса начинают вылетать шипы, рисунок протектора, сильно отличающийся от рисунка протектора фрикционной шины, с большей глубиной и с иным расположением «шашек» (элементы рисунка протектора) продолжает неплохо выполнять свою функцию на снегу и снежном насте.
Шипованная шина имеет более жёсткий состав резины и изнашивается дольше, а сами шипы могут вылетать и терять свою остроту от эксплуатации на асфальте. Это может привести к тому, что со временем одна из характеристик шины ухудшается, когда остальные продолжают выполнять свои функции на приемлемом уровне.
Однозначным плюсом шипованной резины (по сравнению с фрикционной) являются сцепные свойства на льду. В этой характеристике шипованные шины выигрывают, но вопрос в том, как часто вы на льду оказываетесь?
«Шипованные колеса, как правило, жёстче и издают много шума при эксплуатации на асфальте»
Ещё одна немаловажная особенность шипованных колёс, о которой полезно знать: рисунок протектора и рисунок расположения шипов на колесе могут выполнять разные задачи. Например, рисунок протектора обеспечивает хорошее сцепление при продольном скольжении (разгон и торможение), а расположенные на колесе шипы отвечают за сопротивление боковому скольжению (снос и занос).
Как видите, нюансов очень много и необходимо индивидуально подходить к выбору зимних колёс. Рекомендую определиться с приоритетными задачами и только затем уже идти в магазин. И как человек, который профессионально занимается подготовкой водителей, хочу напомнить, что безопасность водителя и всех окружающих его людей в первую очередь зависит от знаний и навыков по управлению автомобилем. Полагаться только на хорошие зимние колеса нельзя. Сами по себе они не помогут избежать неприятностей на дороге. Но грамотный подход при выборе резины и осмысленная эксплуатация доставят больше комфорта водителю и минимизируют риски.
Почему важен температурный режим шин?
Температурный режим оптимальной работы резины зависит от состава смеси, из которой сварена шина. Общий смысл при этом будет таким: чем выше рекомендуемый температурный режим, тем состав резины жёстче. И при минусовых температурах такая покрышка теряет свою эластичность, превращаясь буквально в пластик.
Чем ниже рекомендуемый производителем температурный режим эксплуатации резины, тем мягче состав резины. Несложно понять, что очень мягкая резина в тёплых условиях ведёт себя, как желе. Кроме того, что резина очень быстро изнашивается, так она ещё не обеспечивает оптимальную устойчивость и управляемость автомобиля. Как правило, более мягкая резина имеет меньший скоростной индекс. Это также связано с ресурсом покрышки. Но при этом мягкая шина лучше поглощает неровности дороги и издает меньше шума, а это положительно сказывается на уровне комфорта в автомобиле.
Производитель имеет возможность компенсировать недостатки, связанные с одной характеристикой покрышки, меняя другую. Например, покрышка, имеющая жёсткий состав резины и рассчитанная на эксплуатацию преимущественно на твердом покрытии, может быть дополнена более рельефным протектором, обеспечивающим лучшие сцепные свойства на неоднородном, подвижном покрытии. Или более мягкая покрышка получает менее «злой» протектор, обеспечивающий лучше сцепление на асфальте.
Но какой вывод в итоге нужно сделать? Универсальной покрышки, идеально подходящей абсолютно для всех условий эксплуатации, не существует в природе. Выбирать придётся, принимая во внимание все плюсы и минусы каждого типа зимнего колеса.
А у вас какие зимние шины?
Почитайте, как екатеринбуржцы атаковали шиномонтажки в Екатеринбурге при первом же серьезном снегопаде. Утром 23 октября выстроились огромные очереди из автомобилей. Такое явление в нашем городе происходит ежегодно, поскольку многие водители до последнего тянут со сменой резины. К сожалению, езда на летней резине в межсезонье нередко приводит к трагедиям. Так называемый «день жестянщика» ежегодно уносит жизни.
А некоторые водители-безумцы ездят на абсолютно «уставшей», лысой резине посреди зимы. Один такой случай привел к тяжелому ДТП на Кольцовском тракте. В аварии погибли женщина и ребенок, а шофер оказался прикован к инвалидному креслу.