В Уральском филиале ведомственной охраны Минтранса РФ отметили 21-ю годовщину с момента создания подразделения (это такая служба, которая занимается охраной мостов, развязок, аэропортов и других транспортных объектов).
На собрании выступили трое сотрудников, которые в этом году несли дежурство на Крымском мосту. Всё началось с того, что в подразделение пришло письмо: требуются специалисты для охраны стратегической переправы. Поехать вызвались стрелки Евгений Поступинский, Алексей Немытов и Сергей Янсубаев.
Ведомственная охрана Минтранса России (подразделение транспортной безопасности) принимала участие в обеспечении безопасности при проведении важнейших мероприятий: саммитов ШОС-2009, АТЭС-2012, Олимпиады-2014, Чемпионата мира по футболу — 2018, ежегодных промышленных выставок «Иннопром», международных универсиад 2013-го и 2019 годов, Открытого арктического турнира по хоккею в поселке Сабетта в условиях Крайнего Севера, обустройстве технических средств охраны и обеспечении безопасности Крымского моста и других важных объектов.
Тюменец Евгений Поступинский нес службу в досмотровой зоне 17 июля. Это был как раз тот день, когда Крымский мост был внезапно атакован морскими дронами.
— Как в тот день развивались события?
— Это было ночью. Бабахнуло так, что мы аж подпрыгнули, под ногами всё затряслось. Но в целом паники не было. Тревоги тогда объявлялись постоянно: день через день, поэтому всё прошло штатно.
— А что было дальше?
— Мы перекрыли движение, выпустили весь транспорт и людей (стоявший перед накопителем, на досмотре) на безопасную территорию. Все эвакуировались, в том числе и мы, до выяснения всех обстоятельств. Разумеется, движение было закрыто полностью на несколько часов. Наша работа заключается в том, чтобы не просто досматривать, а в случае тревоги грамотно сработать и эвакуировать людей через нужные ворота, чтобы они выехали на безопасную территорию. Чтобы не создавалась паника.
— Насколько велика нагрузка на стрелков?
— В течение суток каждый из нас досматривал более 300 единиц [транспорта]. Нас обучают основам профайлинга (умение распознавать намерения. — Прим. ред.). Наблюдаешь за реакцией человека, если ты видишь, что он нервничает, передаешь его специальным сотрудникам. В дальнейшем уже они ведут с ним беседу.
По словам стрелков, летом 2023-го перед досмотровой зоной скапливались пробки. На досмотрах люди ведут себя по-разному: есть те, кто не готовит заранее ни документов, ни вещей. Это сильно затягивает время и тормозит поток. Самые дисциплинированные — традиционно, военные. С ними не возникало никаких проблем.
Екатеринбуржец Алексей Немытов рассказал про наиболее запомнившийся ему момент. Случай произошел во время одного из дежурств:
— Была как-то раз пара из Москвы. Прошли досмотр, всё в порядке. Им разрешают двигаться дальше, а девушка — в слезы, страшно ехать [по мосту]. То есть, вот такой психологический барьер. Уговаривали ее: дескать, эти 18 километров на машине не заметишь, как пробегут, — поделился Алексей Немытов.
Напомним, в момент взрыва по мосту ехали на машинах туристы. Одна семейная пара погибла, в живых осталась только их 14-летняя дочка. Национальный антитеррористический комитет, а позже и силовые ведомства назвали произошедшее терактом.