Мэр Алексей Орлов назвал компанию, которая, скорее всего, закупит новые трамваи для Екатеринбурга. Город заключит концессионный договор с «Мовистой». Сейчас муниципальные власти рассматривают предложение этого холдинга.
— Очень большая и серьезная концессия, которая предполагает продолжение строительства и трамвайных путей, и контактной сети, трамвайного депо, двух тяговых подстанций, а самое главное — приобретение нового подвижного состава, — сказал Алексей Орлов на форуме 100+ TechnoBuild. Если договор будет заключен, город должен получить 20 новых двухсекционных и 60 трехсекционных вагонов.
«Мовиста» уже работает в Свердловской области как концессионер. Именно ей принадлежит ООО «Верхнепышминский трамвай», которое входит в «Мовиста Регионы». Эта компания обслуживает междугороднюю ветку Верхняя Пышма — Екатеринбург. Мы обратились в «Мовисту» за комментарием по поводу планов на работу в Екатеринбурге, но ответа пока не получили.
Концессия — это соглашение между властью и частной компанией. Частник вкладывает свои деньги и развивает городскую территорию или предприятие. Он пользуется этим обговоренное количество лет, забирает прибыль или ее часть и получает регулярные выплаты от властей в счет погашения своих вложений. По истечении срока соглашения отдает имущество обратно городу.
Дочерние компании «Мовисты» помогают решить транспортные проблемы и в других городах. У нее более десятка подразделений, созданных после 2020 года.
«Мовиста Регионы» зарабатывает на транспорте в Нижнем Новгороде, Перми, Южно-Сахалинске, Ярославле, Курске, Волгограде, Твери, Липецке и Екатеринбурге. Всего в компанию входит двенадцать предприятий.
Приход в крупные города не обошелся без скандалов. В августе 2022 года депутаты Красноярского горсовета не приняли проект соглашения мэрии с «Мовиста Регионы».
— По сути, «Мовиста» хочет выступить посредником, который осваивает кредитные средства. А все расходы, включая погашение кредита и процентов по нему в сумме почти 52 миллиарда, несет бюджет. И сейчас уже [Горсоветом] единогласно приняты рекомендации не заключать соглашение на указанных условиях. Да вот незадача — теперь это только рекомендации для чиновников, — цитирует депутата Красноярского горсовета Романа Крастелева портал NGS24.RU.
Бенефициарами группы компаний «Мовиста» называют предпринимателей Андрея Бокарева и Искандара Махмудова (ООО «Группа Мовиста» принадлежит ООО «МПК», 20% которого — у компании «Виолан» Махмудова, еще 20% — у «Элариума» Бокарева). Им также подконтролен крупнейший производитель подвижного состава для рельсового транспорта в России АО «Трансмашхолдинг».
Андрей Бокарев до марта 2022 года входил в совет директоров УГМК, в рейтинге богатейших бизнесменов России Forbes от 2023 года он занимает 47-е место с активами в 2,7 миллиарда долларов. Искандар Махмудов в марте 2022 года тоже вышел из совета директоров УГМК и перестал быть контролирующим бенефициаром холдинга. В рейтинге Forbes он занимает 21-ю строчку с активами в 7,3 миллиарда долларов.
В Курске компания собиралась потратить 12 миллиардов рублей на замену трамвайных путей, ремонт подстанций, покупку новых вагонов и зарядных станций. Похожие планы были и в Липецке, но после обнародования первоначального проекта его раскритиковали и вернули на переделку. После того как план доработали, объем частных вложений вырос с 11,4 миллиарда рублей до 14,5 миллиарда, расходы мэрии уменьшились на 12,8 миллиарда, при этом показатель обновления инфраструктуры вырос с 38,5% почти до 60%, писал «Коммерсант».
Похожая концессия сорвалась в Южно-Сахалинске, пишет 76.RU. Местные СМИ писали, что городу не хватило денег для исполнения концессионного соглашения на условиях «Мовисты». А в мае 2023 года в Ярославле арестовали гендиректора компании «Мовиста Регионы» Александра Советникова. Ранее он возглавлял предприятие «РТ-Инвест Транспортные Системы», связанное с госкорпорацией «Ростех», которая ввела в строй систему «Платон» для взимания платы с большегрузов. Из-за «Платона» в середине 2010-х годов по всей стране бастовали дальнобойщики.
По версии следствия, Советников передал экс-директору дептранса Ярославля Татьяне Черемных 1,6 миллиона рублей в обмен на покровительство его структуре при исполнении госконтрактов по перевозке пассажиров. Советников вину не признал, а Черемных признала.
Концессионное соглашение с «Мовистой» екатеринбургские власти пока не заключили.
Мы показывали в прямом эфире, как первый вагон проехал в Академ с высокими чиновниками в салоне. А чуть раньше, в августе 2023-го, в восьмой район запустили специальный наладочный вагон, который тестирует рельсы и контактную сеть.
Власти хотели пустить трамвай в Академический к юбилею города, затем — к ноябрю 2023 года, а потом и вовсе заговорили о весне 2024-го. Впрочем, вагонов для этой ветки всё равно пока нет. Все новости о трамвайной линии в Академический мы собираем в специальном разделе.