С 1 сентября в России начал действовать новый закон о такси. Ожидалось, что он значительно сократит число водителей, потому что теперь им нужно оформлять дорогой полис ОСАГО, получать разрешение на перевозку пассажиров и багажа, проходить медосмотры и т. п. Подробно мы рассказывали об изменениях в этом материале.
О том, как реально изменилась жизнь таксистов, E1.RU на условиях анонимности рассказал водитель по имени Владимир. Он возит пассажиров на своей машине по тарифу «Комфорт».
В июле-августе, когда только узнали про новые правила, мы все были в шоке. Еще в июне в приложении в разделе контроля документов появилась новая графа: контроль разрешения. Потом стали требовать с меня справку об отсутствии судимости. Я тогда подумал: да пошли вы все в ж… Уже морально был готов уйти из такси из-за всех этих новых правил. И все мои знакомые таксисты, с кем я общаюсь, решили точно так же. По слухам, разрешение стоит 10 тысяч рублей. Сколько точно, никто не знает, ни у кого из наших полной информации нет, работодатели нам не сообщали.
Получать разрешение мне совсем не хочется. Как только я это сделаю, машина будет «светиться» в реестре такси и у меня автоматически увеличится стоимость полиса ОСАГО. Сейчас он стоит 8 тысяч, а с разрешением будет под 60 тысяч. Примерно так рассчитали мои знакомые, тоже таксисты. Это опять же не точно, но в любом случае цена ОСАГО значительно поднимется. Плюс машина попадает в базу такси, потом перепродать ее будет намного сложнее. Все опасаются, что после такси машины «убитые», и неохотно их берут. В общем, твердо решил: если будут жестко требовать оформить разрешение, уйду.
В июле мне снова пришел запрос — предоставьте справку о судимости, с вопросом, почему я до сих пор этого не сделал. Там было несколько вариантов ответа, выбрал: я не собираюсь больше работать в такси. И от меня отстали, продолжил работать. И многие, судя по нашему чату, так ответили.
«Перед первым сентября все были в напряжении. Ждали, что цены взлетят и все уйдут с линии»
Но нам стали писать, ребята, выходите на линию, ничего не изменилось. Или забили они на этот закон, или нашли какие-то лазейки. С линии из водителей пока никто не ушел, проверок нет, все работают.
Наш агрегатор вообще самоустранился. Я сейчас не могу работать с ним напрямую, только через так называемый таксопарк. Напрямую могу работать только как самозанятый или ИП. Мне это совсем невыгодно — при таком заработке платить налоги. А наш агрегатор — лишь информационный сервис. Нас предупредили: в случае, если начнутся проверки, ответственность несет водитель и таксопарк. Таксопарк — это на деле некий посредник, его может открыть любой якобы, набрать водителей, получать какой-то процент. Но на деле всем рулят службы такси, они как гребли деньги, так и гребут, оставаясь юридически в тени.
В других такси то же самое. Например, один из сервисов у нас в городе на каждую поездку заключает через мобильное приложение договор между пассажиром и водителем. Это называется у них «аренда автомобиля с экипажем», поездка уже не подходит под услуги такси. Выкручиваются как могут, иначе рынок такси совсем придет в упадок. Если многие водители, работающие на своих машинах, уйдут, цены для пассажиров взлетят.
Сейчас у вас на портале читаю, что цены на такси возросли, и очень удивляюсь. Мы, таксисты, этого повышения цен для пассажиров нисколько не почувствовали. Сколько получал, столько и получаю. Сколько платят пассажиры, мы не знаем, у нас свои суммы, которые не поменялись.
Как-то на днях утром охренел. Вышел на линию, самый час пик, пришел заказ — от Южного автовокзала до самой окраины Химмаша, оплата водителю — 271 рубль. Я отказался от этой поездки. Но это был все-таки единичный случай. Так-то можно доехать по этому маршруту и за 800 рублей, но имейте в виду, из этих денег минус 23 процента. А еще минус затраты на бензин, амортизация. Днем поездка по маршруту Южный автовокзал — центр как стоила 200 рублей, так и стоит. Поэтому днем не езжу, не выгодно. Только утром или вечером, в часы пик. Никакого повышения цен мы в части доходов не почувствовали. Что будет дальше, не знаю, повторю, моя позиция: начнутся проверки — уйду с линии.
А вы часто пользуетесь такси?
Некоторые водители уже начали кооперироваться и создавать локальные чаты, в которых они могут договориться с пассажиром напрямую, без посредника в лице агрегатора. Также почитайте рассказ другого таксиста, который заметил небольшое повышение стоимость поездок и для водителей.