В России вступил в действие новый закон о такси. Во всех регионах страны появится реестр перевозчиков, таксистов и рабочих автомобилей. Все таксисты, включая самозанятых, будут обязаны зарегистрироваться в этом реестре и получить разрешение на работу. Водителям необходимо предоставить медсправку об отсутствии противопоказаний для управления автомобилем, права категории В с водительским стажем от трех лет, а также договор с агрегатором, который необходимо предварительно заключить, а еще справку об отсутствии судимости.
Усложниться должны и условия работы агрегаторов — крупным сервисам необходимо открывать представительства и создавать реестр перевозчиков, в который каждая служба заказа должна будет внести таксистов, работающих на нее. Нарушителям закона пообещали запрет на работу.
Представители крупных сервисов говорят, что лишь единицы водителей успели оформить разрешения. Чтобы не попасть под запрет, один из сервисов нашел лазейку и ввел дополнительный вид перевозок — аренда автомобиля с экипажем.
По тарифам «Эконом», «Комфорт», «Бизнес», «Минивэн» у такси «Максим» поездки выполняются по договору аренды транспортного средства с экипажем. На них сохранят привычные цены (на поездки в «Такси» у водителя с разрешением стоимость повысится). Договор с пассажиром заключается по каждому заказу в автоматическом режиме, для этого требуется только указать Ф. И. О. Такая услуга не квалифицируется как такси.
При этом в «Максиме» обещают, что страховка для пассажиров и водителей сохраняется.
— Новый закон о такси не предполагает переходного периода и не дает самозанятым водителям возможности заранее получить разрешения на деятельность такси. Чтобы не допустить транспортного коллапса и сохранить доступные цены, сервис юридически разделил поездки на два вида: легковое такси и аренда транспортного средства с экипажем. Это законная форма перевозок, — объяснил директор сервиса «Максим» Максим Шушарин. — Рассчитываем, что преимущества, которые есть у водителей с разрешениями на деятельность такси в виде низкой комиссии и приоритетов, будут поводом для других водителей выполнить необходимые действия и получить доступ к заказам по тарифу «Такси».
Один из владельцев таксопарка-партнера «Яндекс.Такси» в Екатеринбурге рассказал, что сервис также ввел похожую схему работы. Мы запросили комментарий в компании.
— «Яндекс» уже реализовал аналогичное решение — договор фрахтования. Это не что-то новое. По такой схеме всегда работал тариф «Бизнес» в Москве, это законно. Сейчас, по сути, просто накатили эту схему работы на работу в «желтых» тарифах по всей стране, в том числе и в Екатеринбурге, — отметил руководитель таксопарка.
Председатель Общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова пояснила E1.RU, что сейчас в регионах происходит наполнение новых реестров данными о действующих разрешениях и создается новый порядок легализации перевозчиков. Обработка всех данных и стабилизация ситуации займет какое-то время.
— Что касается «перевозок по договору аренды», это не новое явление. Гражданский кодекс Российской Федерации подробно описывает данную услугу. Также хочется отметить, что водители транспортного средства и их квалификация должны отвечать обязательным для сторон правилам и условиям договора. Отвечая на вопрос, много ли таксопарков перейдет на подобную схему перевозки, сейчас однозначно сложно сказать, так как работа по новому закону «О такси» еще настраивается, и не все участники рынка успели к нему адаптироваться, — поделилась эксперт.
Ранее мы рассказывали, чем обернется новый закон о такси, и делали разбор его самых абсурдных пунктов. Пока же эксперты прогнозируют резкий рост цен на перевозки.