В этой колонке автоэксперт Дмитрий Ларионов вновь поднимает тему нарушителей на электросамокатах. Один из таких буквально кинулся под колеса Дмитрию, когда тот проезжал по улице Краснофлотцев. Парень взял в аренду самокат и верхом на нем покатил по пешеходному переходу. Он даже не обратил внимания, что к зебре приближается автомобиль.
Нарушитель заметил машину, только когда услышал звуковой сигнал. Напомним, что самокатчики обязаны спешиваться на пешеходных переходах, как и велосипедисты. Но многие плюют на ПДД. В тот же день Дмитрий Ларионов написал жалобу в кикшеринг с требованием наказать парня за грубое нарушение правил и условий аренды электросамоката. В сервисе обещали, что примут меры.
Водители электросамокатов в последние 2–3 года уже знатно набили оскомину. Они запросто создают опасные ситуации как на проезжей части, так и на тротуарах и становятся участниками ДТП. До недавних пор никто даже не мог сказать точно, к какой категории участников дорожного движения их относить. Но в 2023 году в ПДД впервые появились четкие положения и требования, которые относятся к водителям электросамокатов. В этих требованиях, в частности, перечислен однозначный запрет на пересечение дороги по пешеходному переходу (не спешиваясь. — Прим. ред.). Это правило, как и многие другие, написано кровью: водитель самоката при пересечении дороги имеет значительно больше шансов остаться незамеченным для водителя автомобиля.
Именно это едва не случилось со мной. Вообще, я имел все шансы пропустить момент начала движения самоката через дорогу, потому что он находился от меня за водительской стойкой.
«Для меня самокатчики сродни маленьким детям. Видишь самокатчика — ожидай самых тупых действий!»
Поэтому я пристально следил за молодым человеком с того самого момента, как он взял самокат с парковки. И, как оказалось, не зря. А дальше ничего особенного, собственно, не случилось: самокатчик не пешеход, уступать дорогу на переходе я ему не обязан, вот и не уступил. Сбивать я его точно не стал бы, но ему это знать необязательно.
В моей системе координат есть принцип: «нарушители должны страдать». Я убежден, что только негативные последствия нарушения могут заставить нарушителя начать соблюдать правила. Если же его нарушение не влечет никаких негативных последствий — этот положительный опыт легко закрепляется, и человек начинает поступать так постоянно.
Поэтому я, действуя в рамках закона, сделал всё, чтобы данный конкретный водитель получил негативный опыт. А также постарался, чтобы он, прямо не отходя от кассы, понял, что он сделал не так. И, как знать, может, благодаря этому он остался жив, а не попал под машину на следующем переходе.
А вы поддерживаете действия (и позицию) автоэксперта?
К сожалению, самокатчики нередко попадают в ДТП сами и калечат других людей. Так, в июне пара на электросамокате вылетела на встречку и врезалась в велосипедиста. А в апреле мы рассказывали историю пенсионерки из Екатеринбурга, которую сбил подросток на самокате. Он уехал, а женщина получила тяжелые травмы. Самокатчик мог остаться безнаказанным, но уголовное дело всё же возбудили.
Новые правила для средств индивидуальной мобильности (СИМ) вступили в силу 1 марта 2023 года. Касаются они в том числе и тех, кто ездит на электросамокатах. Подробнее мы рассказывали в этом материале.
Электросамокатов на улицах стало так много, что многие екатеринбуржцы потребовали их запретить. В Нижнем Тагиле, например, появились улицы, где на самокатах ездить нельзя. В Екатеринбурге также составляют список мест, где могут запретить езду на СИМ.