Велосипедисты никому не угодили. Пешеходы злятся на них за то, что носятся по тротуарам, автомобилисты бесятся: мол, лезут под колеса. Свердловский медиаменеджер Анатолий Ефремов — водитель со стажем. А недавно он пересел на двухколесный транспорт — и написал колонку для E1.RU о том, как водительский опыт помогает ему за рулем велосипеда.
От любви до ненависти, говорят, один шаг — и в обратную сторону эта присказка тоже работает. Долгие годы я презирал велосипедистов, а тут зашел в спортивный магазин чисто посмотреть, что там есть. Дальше всё как в тумане. Очнулся уже в велоседле.
Вообще я заядлый автомобилист, люблю куда-нибудь ехать за рулем. Даже от сутолоки в пробках получаю своеобразное удовольствие — это десяток минут в тишине и одиночестве, не так мало для человека, который каждый день проводит в постоянном окружении людей. Ну, и еще я иногда пешеход, разумеется. И с точки зрения двух этих ипостасей годами воспринимал велосипедистов как абсолютное зло. На тротуаре они опасны, потому что для любого пешехода велосипед слишком быстрый и тяжелый. На дороге они опасны, потому что для любого водителя велосипед недостаточно быстрый и тяжелый. Но главное — и там, и там велосипедист в глазах других участников движения непредсказуем. А часто еще и очень агрессивен.
Понятно, что те, кто летит на велике сломя голову в толпе людей на тротуаре, сигналят всем подряд и свирепо крутят выпученными глазами, — это небольшая часть всего велокомьюнити. Но выходки таких гонщиков привлекают много внимания и люди начинают проецировать такое поведение на всех велосипедистов. А гонщики и рады стараться. Вы наверняка видели срачи в интернете, где «двухколесные» требуют от пешеходов, чтобы они ходили по тротуару строем и ни в коем случае не маневрировали.
ПДД они трактуют как им угодно, взять хотя бы историю с классическими пунктами 24.1 и 24.2. Эти пункты вообще обязывают взрослых велосипедистов ехать по обочине, если поблизости нет велодорожки, а на тротуар разрешают заезжать, только если по-другому никак ехать нельзя. Но в затуманенных собственным превосходством умах эти пункты почему-то превращаются из требования ехать по обочине в разрешение. То есть можно и не ехать там, если не хочешь. Я молчу про то, что велочудаки иногда пролетают через пешеходные переходы с такой скоростью и беспечностью, как будто они бессмертны — ну или, наоборот, торопятся в Валгаллу.
В общем, все эти воспалительные процессы в головах отдельных велогонщиков годами раздражали меня и как водителя, и как пешехода. Поэтому первой моей мыслью после покупки велосипеда было обещание самому себе ездить с максимальным вниманием и уважением к другим участникам движения и не проявлять агрессию. И держать это обещание мне очень сильно помогает водительский опыт.
Во-первых, в отличие от велосипедистов, которые не хотят ехать по 24.2, потому что им, видите ли, страшно, я спокойно выезжаю на дорогу. Спокойно — не значит беспечно. Как водитель, я прекрасно знаю, что на дороге водители часто ведут себя непредсказуемо, и прекрасно знаю, какой силы удар может нанести полуторатонная машина на скорости 40–50 км/ч. Но я также понимаю логику движения на дороге, логику поворотов и других маневров и работы светофоров. Знаю, кто кому в какой ситуации должен уступить дорогу, без нужды не суюсь в замесы и не несусь сломя голову через развилки.
«Любой водитель знает, что иногда самое лучшее решение на дороге — затормозить, даже если ты прав»
Собранность, понимание логики движения, чуток здорового пофигизма на тему того, не создаешь ли ты чрезмерного неудобства автомобилистам — и вот тебе уже не нужно толкаться с пешеходами на тротуаре, ты можешь съехать на дорогу как полноценный участник движения (но строго по правому краю, конечно).
Во-вторых, водительский дзен помогает тебе эффективнее учиться смирению тогда, когда ты вынужден ехать по тротуару. Бесят ли меня пешеходы, которые идут по всей ширине тротуара? Которые начинают специально мешать, увидев меня на своем пути? Которые шарашатся по велодорожке, уткнувшись в телефон? О да, безусловно. Имеют ли они право себя так вести? Разумеется. Это ведь ты вторгаешься в их пространство на агрегате, который делает тебя тяжелее и быстрее по сравнению с любым пешеходом. По сути, ты гость на тротуаре, а никак не полноправный участник пешеходного движения. И вести себя стоит так же, как в гостях. Не проявлять агрессию, не пугать накатом, не теребонькать звонок поминутно. Нет возможности спокойно проехать, не разогнав людей со своего пути, — притормози. Да, муторно терять в скорости, слезать и залезать на велик. Зато карма будет в порядке. И в новостях на Е1 тебя полоскать не будут.
В-третьих, ты не только испытываешь головокружение от собственной мобильности, но и резче ощущаешь ответственность за эту мобильность. Когда ты пешеход, то максимальный ущерб в случае столкновения с другим пешеходом — это синяк или ушиб. Или разбитое лицо, если визави будет чрезмерно недоволен. В случае с автомобилем цена неловких или непродуманных маневров возрастает многократно. Поэтому в массе своей водители ведут себя на дороге как минимум осмотрительно, зная, что невнимательность может привести к ДТП очень разнообразной тяжести. Но вчерашние пешеходы и за рулем велосипеда продолжают вести себя как пешеходы. А потом мы читаем очередные новости о том, как очередной велосипедист на полной скорости и не тормозя сбил бабушку на тротуаре.
Мне при всем этом вообще не близка претензия вроде: «Постройте велодорожки, тогда мы не будем сбивать людей на тротуаре». Попахивает манипуляцией. У автомобилистов есть подобная: «Постройте нам парковки, тогда мы не будем парковаться как чудаки». Но я постоянно наблюдаю забитые в два ряда дворовые проезды при полупустой просторной парковке, до которой надо идти три минуты. Полагаю, с велосипедами такая же история.
Проблема не в количестве велодорожек, а в ответственности и уважении к другим участникам городского трафика. Можно ездить так, как будто никого, кроме тебя, не существует, шашковать между бабушками и детьми на тротуаре, недовольно трезвонить каждому встречному, трактовать ПДД как тебе удобно, тратить на это все силы. А можно радоваться внезапно раннему лету, ветру в лицо и тому, что вся Серафимы Дерябиной от Объездной до Репина стоит в пробке, а ты едешь. Времена сегодня такие, что каждая самая мелкая радость на вес золота. Так что пусть и езда на велосипеде будет удовольствием, а не очередным раундом борьбы за жизненное пространство.
Согласны с автором?
Посмотрите, как в апреле толпа безумных велосипедистов промчалась через переход в центре Екатеринбурга. А еще мы писали про курьера на велосипеде, которого сбила машина на площади 1905 года.