Одной из главных тем недели стала страшная авария в Верхней Пышме, где автобус задавил девятилетнюю девочку. До сих пор остается непонятным, мог ли водитель предотвратить ДТП. Несмотря на то что школьница шла на зеленый, у экспертов есть сомнения насчет того, кто виноват в аварии. Рассказываем об этом спорном случае и о других ситуациях на дорогах в новом выпуске «Дорожного видео недели».
Записи комментирует наш постоянный автоэксперт Дмитрий Ларионов.
Автобус задавил школьницу
29 мая в Верхней Пышме под колесами автобуса погибла девятилетняя девочка, переходившая дорогу на перекрестке Успенского проспекта и улицы Машиностроителей на зеленый сигнал светофора. Позже 62-летний водитель сказал инспекторам, что поворачивал направо и не заметил ребенка. Он остановился, только когда услышал крик кондуктора, которая выглянула в окно в задней части автобуса и увидела лежащую под колесами школьницу. Возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 264 УК РФ («Нарушение водителем ПДД, повлекшее по неосторожности смерть человека»).
По мнению автоэксперта Дмитрия Ларионова, этот дорожный эпизод очень сложный. На первый взгляд есть нарушение со стороны водителя автобуса, который при повороте не убедился, что пешеходный переход свободен. С другой стороны, есть важная деталь: за секунды до наезда девочка резко изменила траекторию движения и вышла на дорогу (это заметно на видео) чуть дальше, чем был расположен пешеходный переход:
— Изначально девочка шла в другую сторону! Поставим себя на место водителя автобуса. Представим ситуацию, что он видел поворот и видел девочку. И вот в тот самый момент, когда машина начала поворот, школьница радикально изменила направление и начала переходить дорогу в метре-полутора от зебры. Таким образом, водитель мог сто раз убедиться, что никому не создает помех, и всё равно совершить наезд. И еще один момент: да, шофер должен был учитывать все мертвые зоны, скорость и так далее. Но если начистоту: многие ли водители контролируют все 180 градусов обзора в каждый момент движения?
Точку в деле, по мнению Дмитрия Ларионова, должны поставить экспертизы.
Насмерть сбил пешехода на зебре
Еще одна смертельная авария произошла на Сибирском тракте, где 22-летний водитель Volkswagen Polo насмерть сбил мужчину, переходившего дорогу по зебре. 44-летний пешеход умер на месте. Автомобилист рассказал, что ехал со скоростью 60 км/ч и, когда на дорогу неожиданно вышел мужчина, пытался затормозить, но наезда избежать не удалось.
Изначально ГИБДД сообщала, что пешеход переходил дорогу в неположенном месте. Но на записи с камеры наблюдения, которая появилась позже, хорошо видно, что мужчина шел по зебре. Сначала он топтался у обочины, потом подошел к переходу, сделал пару шагов и увидел мчащийся автомобиль. Пешеход пытался отбежать назад, но не успел. От удара он подлетел на несколько метров, а потом упал на асфальт.
— Ситуация, честно говоря, очень-очень сложная и двоякая. С одной стороны, у водителя есть обязанность уступить дорогу пешеходу, который переходит дорогу, это пункт 14.1 ПДД. А у пешехода есть обязанность убедиться в безопасности перехода перед его совершением, это пункт 4.5 ПДД. То есть вроде как у обоих есть обязанность что-то сделать, прежде чем принимать какие-то решения, но, судя по всему, никто этих обязанностей не выполнил, и оба нарушения состоят в причинно-следственной связи с ДТП. То есть по формальным признакам как будто два виновника, но, как говорится, какой с пешехода спрос, если он мертв.
Кстати говоря, водитель ехал, конечно, не 60 км/ч, а где-то 80–90 км/ч по очень грубой прикидке. Но мне кажется, что в опасность дорожной ситуации внесло определенную лепту поведение пешехода. Он на пустой дороге заметался. Это очень опасное поведение, и именно оно гораздо чаще убивает, чем нарушения со стороны водителей. Да, водителя, скорее всего, осудят, он почти наверняка совершил нарушение.
А пешеход... Мне кажется, это просто всем хороший урок: не нужно метаться по дороге. Есть примеры даже, когда человек шел-шел по дороге и вдруг побежал. И вот из-за этого его сбивает машина. А если бы он не побежал, всё было бы хорошо. А здесь он даже в обратную сторону побежал. Но ведь это же вообще самоубийственное решение, и, собственно, если бы он этого не сделал, тоже всё было бы хорошо. Честно говоря, не понимаю я такого пешехода, но его, к сожалению, уже не спросишь.
Автохам преследует инвалида
Екатеринбуржец с инвалидностью второй группы не пустил в свой ряд тонированный Haval. Водителю китайского внедорожника это не понравилось, и он начал преследовать оппонента. Погоня попала на видео. За кадром, по словам мужчины с инвалидностью, осталось нападение на него:
— На повороте к Рижскому переулку несколько раз пытался выбить стекло с моей стороны. Догнал уже на перекрестке Амундсена — Бардина. Жена начала его фотографировать, но он выхватил телефон и закрылся в машине.
Позже екатеринбуржец на Haval заявил, что второй водитель показал ему фак и послал, поэтому он решил остановить его и попросить объясниться.
— Вообще ситуация самая, я бы сказал, типичная, хрестоматийное такое, эталонное автохамство. Вот хоть учебники пиши. Чуть-чуть бы он, как говорится, дожал своей аргументацией на дороге, и получился бы прямо вылитый: «Ты кому сигналишь, дядя?»
Вся суть претензии водителя на тонированном автомобиле сводится к тому, что у него есть какой-то статус, белая рубашечка, синенький костюмчик, он весь такой расфуфыренный, и поэтому ему всё можно, вплоть до того, что вклиниваться в чужую полосу. Он спешит больше, чем другие. Ему как бы допустимо догонять, требовать объяснений, подрезать, создавать помехи, создавать опасные ситуации. Одно то, что он ездит на тонированной машине, и то, как к этому относится, уже говорит о том, что на закон ему плевать. Он считает, что ему все должны просто потому, что он вот такой решала и легко может устроить кому-то проблемы.
Не хочу утверждать, но очень похоже на то, что человек просто хорошо знает грань, которую нельзя пересекать, чтобы его не наказали по уголовной статье, и он этой грани придерживается. Поэтому он догонял, поэтому телефон отобрал, чтобы видеозаписи удалить, и так далее. То есть человек определенно знает, за что его могут наказать, а за что — не могут.
Это очень опасный тип людей, особенно когда речь идёт о том, что такие люди появляются на дороге и требуют особого к себе отношения без каких-либо причин. Я очень рассчитываю на то, что ГИБДД возьмет этот случай на карандаш и примет какие-то разумные, законные меры. Мне, честно говоря, не верится, что этот человек может быть превыше закона, — отметил Дмитрий Ларионов.
Протаранил машину и ничего не помнит
На трассе под Нижним Тагилом 53-летний водитель уазика выехал на встречку и протаранил легковушку 19-летнего студента. Причем виновник не смог объяснить, почему устроил ДТП, заявив, что просто этого не помнит (оба водителя были трезвы). Парня с тяжелыми травмами доставили в больницу. Авария попала на запись видеорегистратора, установленного в УАЗе.
— Видеозапись достаточно органично вписывается в показания водителя о том, что он не помнит момент ДТП. Потому что очень похоже, что он в тот момент машиной особо-то и не управлял. Может быть, он устал и прикорнул рефлекторно, может быть, его жара разморила. А может быть, у него какое-то заболевание, кратковременный приступ эпилепсии, такое случается. Особенно если первое такое событие и человек об этом ранее не знал.
Но я думаю, что всё-таки более вероятны первые причины, которые, скажем так, связаны с самим водителем, то есть то, что имел все возможности предотвратить. Допустим, жарко, и по этой причине он не может нормально управлять машиной — ну так остановись, остудись, в тень встань, отдохни. Если засыпаешь, надо тоже остановиться, отдохнуть. Это прямое указание ПДД: запрещено управлять автомобилем в таком состоянии, которое ставит под угрозу безопасность движения. Соответственно, я не вижу каких-то перспектив, по которым водитель может избежать ответственности за совершенное им ДТП. Ну только в том случае это возможно, если прямо какая-нибудь медицинская экспертиза установит, что это был, ну, например, приступ эпилепсии, — сказал автоэксперт.
Массовое ДТП на встречке
В Академическом парень на кроссовере Geely Tugella пошел на обгон через двойную сплошную и устроил массовую аварию. Сначала он задел мусоровоз, который начал поворачивать налево, от столкновения с ним отлетел на припаркованные машины, врезался в Mercedes и перевернулся. Всего, по данным ГИБДД, в ДТП участвовали пять автомобилей. К счастью, из людей никто не пострадал.
По мнению Дмитрия Ларионова, водитель мусоровоза, который поворачивал налево, точно не виноват в случившемся:
— Правила дорожного движения не содержат обязанности уступать дорогу обгоняющему в случае поворота налево вне перекрестка. Напротив, обгонять запрещено, если транспортное средство подало сигнал поворота налево. Но это только повод, чтобы утверждать, что нет ни капли вины водителя мусоровоза. Водитель кроссовера в принципе не имел права находиться на встречке, не имел права двигаться по такой траектории. Он должен был ехать по попутной полосе. Когда он выехал на встречную полосу слева от двойной сплошной, то принял на себя все риски.
По записи очень хорошо видно, что водитель мусоровоза поворачивал с левой полосы по правилам. Сразу после удара он резко встал, как вкопанный, остановился на полпути. Видео подтверждает, что мусоровоз действовал так, как предписывают правила. Здесь водитель кроссовера виноват на 100%, а водитель мусоровоза стопроцентно прав. Нет никакого простора для какой-то другой трактовки.
Каршеринг застрял на путях
Не ДТП, но, к сожалению, частая история на дорогах Екатеринбурга. Водитель, в этот раз на каршеринговом авто, не справился с управлением (а может, переоценил характеристики своего «коня») и вылез на трамвайные пути. А они оказались слишком высокими, и в итоге машина повисла на рельсах. Этот случай произошел на выезде из Екатеринбурга в Верхнюю Пышму. Пока машину снимали с путей, трамвайное движение остановилось.
— История умолчала о том, как он вообще оказался на путях, но, как обычно, есть два возможных сценария: или человек поехал туда умышленно, или он оказался там случайно. Первый вариант возможен, если он таким образом хотел объехать пробку. Но пробки я там не наблюдаю, а значит, скорее всего, что-то его туда вытолкнуло, или он испугался кого-то, или перестраивался неаккуратно. Так или иначе, как-то агрессивно ехал и не справился с управлением, такое бывает.
Почему такие истории на виду? Потому что это каршеринговые автомобили, достаточно доступный вид транспорта, грубо говоря, имея 100 рублей, уже можно спокойно сесть в машину и поехать, на какое-то время эта машина твоя. Это очень заманчиво, многих привлекает, и в этом вся проблема бизнес-модели каршеринговых автомобилей. И что с этим делать с системной точки зрения, никто не понимает. Оплата поминутная, водитель заинтересован в том, чтобы ехать быстрее и заплатить меньше. Он может даже позволить себе нарушение ПДД: превышение скорости, проезд на красный, встречка, ну и на трамвайных путях иногда повисают. То есть это именно погоня за дешевизной поездки, и никто особо не понимает, что нужно закладывать еще и такой момент, как соблюдение ПДД.
К сожалению, такое часто случается. Потому что «не мое, не жалко». В данном случае автомобиль какие-то небольшие повреждения получил, думаю. Скорее всего, водитель какой-нибудь штраф заплатит за это, возможно, даже большой, — заключил Дмитрий Ларионов.
Безумный дрифт в центре Екатеринбурга
Блогер на BMW с наклейками Fake Taxi устроил дрифт на проспекте Ленина и улице Малышева. На кадрах видно, как машина уходит в заносы и «крутит пятачки». За рулем был блогер Святослав, который долгое время занимается дрифтом и снимает об этом ролики. Он сказал E1.RU, что не развозит людей на такси (хотя идея покатать случайного пассажира была), а наклейка появилась на кузове для привлечения внимания (Fake Taxi — это порносайт, который выпускает тематические видео в жанре реалити).
— Тут ситуация двойственная. Я не хочу, чтобы это выглядело как поощрение или похвала, но всё равно: я вижу, что есть люди в машине, есть люди, контролирующие ситуацию на земле, на местах. То есть какая-то координация, забота о безопасности есть. Не знаю, сколько было дублей, но в том, который на видео, — ну, казалось бы, никому никакая опасность не угрожает. Ну и дай бог, если такой дубль был ровно один (в чем, честно говоря, я немножко сомневаюсь).
Тем не менее, естественно, это нарушение ПДД, от этого никуда не денешься. И вот тут мне хотелось бы в очередной раз посетовать на то, что у нас нет нормальных площадок, где можно такие пируэты исполнять, чему-то учиться, друг перед другом красоваться и так далее. Но здесь причина, по которой человек на это пошел, совсем другая. Мне думается, он просто хотел покрасоваться перед случайными прохожими, но и, в принципе, это вписывается в его легенду о том, что хотел какого-то случайного человека покатать. Но никто не думает о том, что этот случайный человек может, например, страдать сердечными заболеваниями. У него в любой момент инфаркт случится, и виноват-то кто будет? Это очень опасная затея в любом случае.
А в этом инциденте, мне кажется, даже если бы какие-то площадки профессиональные существовали, человек всё равно выбрал бы [для дрифта] центр города. Конечно, он подлежит наказанию за каждое нарушение, а нарушений там масса, — сказал Дмитрий Ларионов.
Водителя зажало в машине после ДТП
На перекрестке Декабристов и Луначарского столкнулись KIA Spectra и Lada Priora. Женщину, которая управляла «Ладой», зажало в машине, на место приезжали спасатели. Пострадала она и пассажир, оба были доставлены в больницу. Очевидцы рассказали, что Priora ехала по Декабристов со стороны Белинского, поворачивала налево и должна была пропустить KIA, которая двигалась по Декабристов в сторону Белинского.
— Всё сильно зависит от того, как работают светофоры, но если переключение происходит со стандартными задержками, то «Приора» выехала на желтый, который горел уже минимум две секунды, а KIA выехала на последней секунде зеленого. Скорость «Приоры» вполне позволяла водителю остановиться до включения желтого. Учитывая расположение автомобилей после ДТП, у меня нет сомнений, что удар случился на встречном для «Приоры» направлении. Значит, водитель действительно поворачивала налево. Она была обязана уступить дорогу встречному автомобилю, даже если бы ей горел зеленый сигнал. Не понимаю, как можно повернуть руль буквально на таран, но, похоже, факт, — прокомментировал Дмитрий Ларионов.
Пьяные на «Жигулях»
На трассе под Асбестом 31 мая перевернулись «Жигули». Водитель пытался обогнать попутный автомобиль, выехал на встречку, начал вилять по дороге, а потом улетел в кювет. В ГИБДД рассказали, что в машине было пять человек, все с внешними признаками опьянения. Один погиб, еще двое пострадали.
— Вообще, это, конечно, глупейшая ситуация. У «Жигулей» достаточно высоко расположен центр тяжести, и их очень легко отправить в неконтролируемый занос с последующим переворотом. Это настолько легко, что интернет такими видео просто пестрит. И пойти на такой отчаянный маневр мог либо человек, который полностью уверен в том, что он делает, и знает, как машину из такого заноса вывести, либо, что гораздо более вероятно, человек, который ну точно не понимает, что он делает. Конечно, не возникает никаких сомнений в том, кто здесь виноват. Но я очень надеюсь, что любой человек, который посмотрит это видео, сделает для себя выводы, чтобы ни в коем случае не повторять таких ошибок, даже будучи трезвым. Это смертельно опасно, — прокомментировал автоэксперт.
Водитель автобуса играет за рулем
Водители автобусов продолжают показывать мастерство «безопасного вождения». На этот раз отличился шофер 052-го маршрута: он играл в телефон прямо по ходу движения, периодически подруливая. Пассажир снял это на видео. В ГИБДД Екатеринбурга, посмотрев ролик, сказали, что нанесут профилактический визит на автотранспортное предприятие.
— Честно говоря, это вообще какая-то кошмарная совершенно ситуация, то есть автобус едет по дороге со скоростью, ну, может быть, 50 километров в час, и водитель просто не смотрит на дорогу, он смотрит в телефон, по меньшей мере половину времени. То есть, по его мнению, на дороге случиться ничего не может. Она пустая, и вроде как всё хорошо. То есть он не думает, что в любой момент может кто-нибудь сманеврировать и ему придется реагировать, и он явно не успеет это сделать, может на дорогу выскочить какое-нибудь животное, и он ничего не успеет сделать. Или произойдет еще какая-нибудь ситуация, которая требует его внимания, а он смотрит в телефон. Вообще замечательно. Мне кажется, ну любишь ты играть в телефон — ну уволься да играй. Хочется верить, что работодатель ему такой досуг обеспечит, — сказал Дмитрий Ларионов.
Посмотрите и видео из прошлого выпуска, тогда особенно отличились водители автобусов — гоняли по встречке и устраивали кулачные бои.