В Екатеринбурге укладывают новые рельсы, а они мгновенно ржавеют. Это можно наблюдать, например, в Академическом, где только строят трамвайную ветку. Почему так происходит? За объяснением E1.RU обратился к уральским ученым.
Как рассказал главный ученый секретарь Уральского отделения РАН, заведующий отделом материаловедения Института физики металлов, член-корреспондент РАН Алексей Макаров, всё дело в том, что рельсы изготавливают из дешевой низколегированной стали.
— В высоколегированных сталях много хрома и никеля. Например, в нержавеющей стали 18% — никель и 10% — хром. Но такие стали очень дороги, изготавливать из них рельсы экономически невыгодно, — отметил Алексей Викторович. — Рельсы обычно делают из высокоуглеродистой стали, основной элемент которой — железо. Оно вступает в химическую реакцию с кислородом, и получается окись железа, то есть ржавчина. Элементов, которые бы предотвращали ржавление или коррозию, в такой стали недостаточно.
Но расстраиваться не стоит! Как только по путям поедет первый трамвай, ржавчина (по крайней мере, в тех местах, где рельсы соприкасаются с колесами состава) исчезнет и они заблестят как новенькие.
— При эксплуатации рельсов на поверхности катания происходит контакт с колесом и ржавчина удаляется, — продолжил Алексей Макаров. — В поверхностном слое идет сильная деформация, вплоть до возникновения наноструктур, то есть происходит измельчение зерен стали, и тогда рельсы становятся стойкими к коррозии, не ржавеют.
«Когда начнется эксплуатация трамвайной линии, вся ржавчина слетит под колесами и поверхность будет блестящей»
В Гортрансе подтвердили слова ученого, добавив, что рельсы ржавеют быстро, только когда их не эксплуатируют — это нормально для металла. Как только по рельсам поедет трамвай, рабочие поверхности рельсов, соприкасающиеся с колесами, начнут блестеть.
Сейчас идет первый этап строительства ветки из Академического в центр: от улицы Академика Парина до кольца на Волгоградской. Карту с остановками можно посмотреть по ссылке. На строительство потратят чуть меньше четверти всех расходов Екатеринбурга на 2023 год.
Также в мэрии хотят в будущем довести трамвайную ветку до Широкой Речки. Там построят депо. Другое ответвление линии пройдет по широкому проспекту Академика Сахарова.