Ежедневно на Южном автовокзале Екатеринбурга обслуживают более 2 тысяч человек. По итогам 2022 года автовокзал и его подразделения по всему Уралу перевезли более 5 миллионов пассажиров. Власти и бизнес договорились, что в будущем автобусы пропишутся на Ботанике, где строится «Золотой» автовокзал. К сожалению, он возводится медленнее, чем планировалось — стройку притормозили санкции, последовавшие после начала СВО.
Главные претензии пассажиров сейчас связаны с теснотой, очередями и большим количеством решеток, которые окружают площадку с автобусами. Мы поговорили с директором Южного автовокзала Владимиром Киселевым об этих претензиях, а также о будущем переезде, техническом обновлении и сложных временах, связанных с пандемией.
— Насколько рентабелен Южный автовокзал сегодня?
— Южный автовокзал всегда был прибыльным, даже во времена COVID-19. Конечно, в 2020–21 годах пассажиропоток существенно падал, до минус 30%. Но надо понимать, что Южный автовокзал работает не один, а существует в составе ГУПа (ГУП СО «Свердловское областное объединение пассажирского автотранспорта»), в котором работают еще 24 подразделения.
Это целый конгломерат, включающий автовокзалы, автостанции и пункты продажи билетов. Часть из них планово убыточная. Взять, например, станцию Бутка — там априори прибыли быть не может, потому что на весь населенный пункт 40–50 пассажиров. И таких небольших станций очень много. Поэтому существует общая копилка ГУП. Мы по большому счету являемся коммерческим подразделением. Бюджетных денег у нас нет. Сколько заработали, на эти средства и развиваемся.
Признаю, ситуация с коронавирусом серьезно выбила нас из колеи. Из-за этого не были проведены какие-то ремонты. На сегодняшний день мы по пассажиропотоку всё еще не дотянулись до показателей 2019 года, предшествующего пандемии. Но мы фиксируем поэтапный рост пассажиропотока. Тяжелее всего в ковид приходилось перевозчикам. После пандемии число транспортных фирм снизилось, некоторые их них разорились.
— Насколько сегодня удобно то место, где расположен Южный автовокзал?
— Город строится. И сегодня мы оказались чуть ли не в центре мегаполиса. За счет этого, а также близости метро и городских маршрутов, мы по-прежнему являемся удобным узлом для пересадки. Да, у нас далеко не современное здание, которому требуются постоянные ремонтные работы. Переход на «Золотой» автовокзал в целом был бы интересен с точки зрения пассажиропотока. Если это будет такой же удобный узел, это хорошо. А самое главное — новое просторное здание, новое оборудование.
— Есть понимание, когда произойдет переезд на Ботанику?
— Этот вопрос скорее вопрос к Минтрансу и застройщику («Общество Малышева 73»). Думаю, что в 2023 году мы точно не переедем. Пока нам не дали никакой отмашки и не обозначили сроков переезда. Если дадут конкретную дату готовности, мы начнем работу в этом направлении.
Переезд станет поэтапным, будет разработана специальная программа. Но перевозки мы точно останавливать не будем, это просто невозможно. К примеру, сначала переместим на «Золотой» пригородные рейсы и начнем их обкатку. Если всё пойдет хорошо, продолжим двигаться дальше.
— Людям не нравится, что Южный автовокзал со всех сторон огорожен сетками. Это выглядит, словно тюрьма. Зачем так много заборов?
— Есть требования безопасности, предъявляемые к объектам транспортной инфраструктуры. Сначала досмотры ужесточили в аэропортах, затем на железнодорожных вокзалах, затем — на автовокзалах. Времена непростые, и мы отвечаем за безопасность своих пассажиров.
Я очень надеюсь, что при запуске «Золотого» автовокзала с досмотрами будет проще. Он уже строится с учетом современных требований транспортной безопасности. А наше старое здание строилось давно и без учета этих моментов. Поэтому пришлось адаптировать его. Выглядит это всё, мягко говоря, не высокохудожественно. Но мы хотя бы наладили работу таким образом.
— Автовокзалу явно не хватает площадей? Люди часто жалуются на огромные очереди, которые возникают на входе в здание.
— Когда есть наплыв людей, чаще всего перед выходными и праздниками, такое [очереди] происходит везде, даже в аэропорту Кольцово. Проблема в том, что у нас есть только один вход в здание. Досмотровая зона работает эффективно, но в довольно ограниченном пространстве, которое не расширить. На «Золотом» автовокзале уже будет несколько входов и выходов. И этой проблемы, с теснотой, там не предвидится.
— Как планируете повышать сервис обслуживания пассажиров?
— Мы на сегодняшний день переходим на новое программное обеспечение по продаже и учету билетов. Это позволит максимально перейти на цифровизацию. Пора уходить от 90-х годов, когда всё держалось на кассах и кассирах. Мы как раз начали размещать новые терминалы, первые три аппарата уже запустили в работу. Человек подходит, вводит название населенного пункта и покупает билет. Такая же система появилась на автовокзале в Нижнем Тагиле и в ближайшее время терминалы установят Богдановиче, Камышлове, Пышме и Талице.
А меня не устраивает информационная составляющая. Если сегодня зайти в зал, то увидите расписание автобусов, словно сделанное в каменном веке. Скоро мы заменим всё это старое наследие на современную технику. Всё будет работать по образу и подобию, как в аэропортах.
Планируется сделать электронные мониторы с расписанием и автоматизировать голосовые объявления о начале посадки пассажиров в автобусы и об отправлении автобусов в рейс. Предстоит работа, которая потребует серьезных средств. Но главное, чтобы обслуживание пассажиров было быстрым, удобным и практичным.
Штат кассиров придется сокращать. Вопрос это, конечно, довольно больной. Но за счет сокращения штата удастся повысить зарплату. Я не утверждаю, что через год на месте автовокзала будет город-сад. Но та команда, которая сегодня у нас есть, она правильно понимает реалии сегодняшнего дня, и мы будем двигаться вперед.
Ранее мы рассказывали о том, как строится «Золотой» автовокзал. В нем будет кинотеатр, гипермаркет и огромная торговая галерея площадью 146 тысяч квадратных метров (для сравнения: площадь всей «Меги» — 127 тысяч квадратов). По дизайну автовокзал будет напоминать кастрюлю, из которой вытекает золото. Во время закладки будущего автовокзала в котлован были брошены три золотых слитка.