Новость о том, что коммерческие перевозчики предложили повысить стоимость поездок за наличку до 45 рублей, вызвала бурное обсуждение среди екатеринбуржцев. Горожане заявили, что качество работы общественного транспорта в мегаполисе не дотягивает даже до тех 33 рублей, которые нужно платить сегодня.
Один из представителей коммерческих перевозчиков (на условиях анонимности) дал развернутый комментарий E1.RU, в котором рассказал, что предложения о повышении стоимости проезда — лишь вершина айсберга. В транспортной сфере накопился клубок финансовых проблем, и перевозчики хотят достучаться до властей.
Публикуем его объяснение полностью:
— Всех взволновал главный вопрос: за что платить 45 рублей? И я скажу — не за что. Но посмотрите глубже: 45 рублей — это тариф для налички, и вместе с ним предлагаются дешевые проездные по 1200 рублей на все виды транспорта с пересадками. Но этого никто не заметил. Уход от налички — федеральный тренд. Увеличение налогов и прочего, избавление от серого нала.
Тем, кто говорит, что «надо бросить такой бизнес, раз невыгодный», хочется ответить следующее: попробуйте бросить то, чем занимаешься 20 с лишним лет. Это то, чему посвящаешь всё свое время, силы, ресурсы. Хочется гордиться своей работой, чтобы транспорт был лучшим в стране. И тут не зарабатываются миллионы. Транспорт — это постоянные вложения, обновление подвижного состава. Нельзя купить автобус и сидеть с ним 20 лет, как с недвижимостью. Он изнашивается, требует всё бóльших вложений.
«Если раньше доход позволял обновлять подвижной состав, то сегодня предприятия выживают как могут»
В этой работе при любых проблемах мы можем рассчитывать только на себя. Гортранс в этом случае находится в привилегированном положении, его всегда будет спасать администрация города. Наш общественный транспорт любят сравнивать с Пермью, Питером и другими городами — не в нашу пользу, разумеется. Но критики забывают маленькие нюансы. Там за километр транспортной работы платят 120 рублей за автобусы среднего класса, а у нас — 3,5 рубля! (Гортрансу за большой класс платят 26,10 рубля, в других городах — 150 рублей!)
Там компенсируют все льготы, проездные и тому подобное. Перевозчики получают свой честный тариф, который установлен местной РЭК (региональной энергетической комиссией). У нас все льготы берутся из карманов перевозчиков, то есть 33 рубля можно получить, только если гражданин заплатит наличными или банковской картой — и то из этих денег оператор платежей спишет 3% у частников и 5% у Гортранса. В остальных случаях стоимость билета варьируется от 12 рублей по проездному на 50 поездок до 22–26 рублей, если это студенты и школьники. Средняя стоимость билета не превышает 26–27 рублей!
Таким нехитрым образом из карманов перевозчиков вынимается свыше миллиарда рублей в год. А ведь эти средства можно направить на обновление подвижного состава в городе (не ждать Москву с ее федеральными программами обновления подвижного состава и платить проценты по лизингам и кредитам) и выплаты нормальных зарплат водителям, что приведет к привлечению более квалифицированных кадров.
Вот и получается, что перевозчики и рады обновлять подвижной состав, улучшать качество перевозки, но вместо этого вынуждены выживать каждый день. А что касается «Домтрансавто» (столичная фирма, проявившая интерес к перевозкам в Екатеринбурге) и других, то мы не против, пусть придут на текущие условия и покажут, как нужно работать. Только сомневаюсь, что они захотят даже заглянуть сюда при существующих условиях.
А если они хотят получать 150 рублей за километр, то встает вопрос: за чей счет будет банкет и почему бы не помочь местному Гортрансу на таких же условиях?
Местные перевозчики готовы работать за тариф меньше чем 33 рубля, но администрация города хоть бы раз пригласила на совещание, чтобы обсудить ужасающую ситуацию в общественном транспорте. Все решения принимаются за закрытыми дверями. Да и в целом руководству транспортной отрасли плохо видно из окон своих кабинетов, что происходит у транспортников города.
Ранее крупные транспортные фирмы Екатеринбурга написали письмо полпреду Владимиру Якушеву (документ имеется в распоряжении редакции). Обращение составили от имени нескольких ООО — «Пегаса», «Союз-Транса», «АвтоГаммы» и «Уралтрейда». В нем перевозчики заявили, что являются профессионалами рынка и готовы продолжать развивать свой бизнес в Екатеринбурге, повышая качество услуг, но для того, чтобы автобизнес стал рентабельным, необходимо изменить тарифную сетку. Также они предложили передать им в аренду большие зеленые автобусы Гортранса.
Все важные новости о дорогах и транспорте Екатеринбурга мы собираем в специальной рубрике.