Тысячи екатеринбуржцев каждый день спускаются в подземку, чтобы отправиться по своим делам. Часто мы воспринимаем метрополитен только как вид транспорта, но почти никогда — как архитектуру. SMM-редактор E1.RU Анастасия Баранова запустила в наших социальных сетях сериал о станциях метро Екатеринбурга (найти его можно во «ВКонтакте» и в запрещенной соцсети по хештегу #Е1вметро).
На видео, которые мы покажем ниже, она подметила маленькие детали, на которые пассажиры обычно не обращают внимания. Между прочим, по оформлению Екатеринбургский метрополитен ничуть не уступает столичным. Жаль, что линия короткая.
Всего в Екатеринбурге девять станций метро. Начнем рассказ с конечной «Ботанической» и «поедем» на север города, на «Проспект Космонавтов».
«Ботаническая» начала работать 28 ноября 2011 года, ее открывал лично тогда президент России Дмитрий Медведев, он же стал одним из первых пассажиров станции. Строительство тоннеля и всей инфраструктуры от «Геологической» до «Ботанической» обошлось в 16 миллиардов рублей.
Вход тут только с одной стороны. Вы сразу обратите внимание на главный элемент оформления: шестиугольники. Это пчелиные соты, они есть на колоннах, на потолке и в названии. Заложение тут неглубокое и эскалаторов нет.
И вот несколько фотографий со станции.
Перемещаемся на «Чкаловскую». Это самая молодая станция, ее открыли 28 июля 2012 года. Да, позже, чем «Ботаническую». Так официально завершилось строительство первой ветки (надеемся, не последней) Екатеринбургского метрополитена.
Эта станция считается самой глубокой. Оформление посвящено беспосадочному перелету Валерия Чкалова и его команды из Москвы в США через Северный полюс. Свод с большим радиусом похож на крыло самолета, а путевые стены — на фюзеляж. На стенах заметите портреты (похожи на иллюминаторы) летчиков — Героев Советского Союза Валерия Чкалова, Георгия Байдукова и Александра Белякова.
Мало кто обращает внимание на потолок. Там бортовой номер АНТ-25, на этом самолете и был совершен перелет. Посмотрите видео — и едем дальше!
«Геологическая» была открыта 30 декабря 2002 года (она была седьмой по счету). По названию несложно догадаться, чему посвящено оформление. Уральские недра богаты полезными ископаемыми, об этом и станция. На путевых стенах мозаикой изображен срез земной коры. Интересен и потолок, он единственный в России плоский подвесной на односводчатой станции. Как и на многих станциях, отделка выполнена из уральских материалов.
Возможно, вы замечали, что посередине есть спуск. По проекту «Геологическая» — пересадочная станция, и внизу задел под вторую ветку. А на перегоне «Геологическая» — «Чкаловская» есть задел под станцию «Бажовская». Вообще на «Геологической» три яруса, на верхнем — служебные помещения.
Кстати, второй выход тут достраивали на деньги торгового центра «Гринвич», это заняло пять лет. Открытие мы показывали в прямом эфире.
Теперь мы приехали в сердце города — на «Площадь 1905 года». Ничего особенного в этой станции нет. Тут темное освещение, путевые стены беломраморные, опоры сводов облицованы красным карельским гранитом.
Открыли станцию 22 декабря 1994 года. Предлагаем просто пойти посмотреть.
Дальше станция «Динамо», одна из самых темных, но не менее интересных. Оформление, как вы поняли, спортивное. В конце платформы есть копия классической скульптуры древнегреческого скульптора Мирона середины V века до н. э. — «Дискобол».
Станция интересна так называемым потолком. Это конструкция водоотводящего зонта: одновременно и декор, и то, что позволило сделать скрытое закарнизное освещение.
Здесь бывает меньше всего пассажиров, долгое время станция вообще была отделена от крупных магистралей, но сейчас с нее есть выход к троллейбусной остановке. А еще с «Динамо» можно попасть к Дворцу игровых видов спорта (ДИВС), к ККТ «Космос», ну и, собственно, к спорткомплексу «Динамо».
Вот и ворота в Екатеринбург — станция «Уральская». «Воротами» ее называют, потому что все, кто приехал на Северный автовокзал и на железнодорожный вокзал, первым делом могут попасть как раз сюда. Планировалось, что станция будет самой шикарной, а оформление торжественно-приветливым, ведь это, можно сказать, лицо города.
Но в конце концов ее еле достроили: мешали финансовые и политические проблемы в стране.
Тут достаточно темно, хоть и очень много люстр и бра. Интересна эта станция материалами — всё из уральского камня, и тем, что она единственная в Екатеринбурге пилонного типа, то есть имеет три зала: один центральный и два путевых.
Ох, ехать до «Машиностроителей» дольше всего, это самый длинный перегон («Уральская» — «Машиностроителей»). Рядом со станцией завод имени Калинина, ему и посвящено всё оформление.
Но вот мы уже и здесь. Тут очень ярко! Отметим сразу, что архитектор Нонна Кудинова — единственная женщина, которая работала с проектом Екатеринбургского метрополитена.
Здесь два ряда колонн, в каждом по 24. В общем, смотрите видео!
И вот-вот мы подъедем к конечной. А пока выходим на «Уралмаше». Станцию открыли очень давно — 27 апреля 1991 года. Станция входила в состав первого пускового участка.
Тут два вестибюля: один с лестницей и эскалатором, другой просто с лестницей. Оформление напоминает резьбу винта.
А теперь посмотрим видео со станции.
Осторожно, двери закрываются, следующая станция «Проспект Космонавтов».
Кажется, все уже где-нибудь да слышали, что участие в создании станции принимал рок-музыкант Вячеслав Бутусов. Он проектировал облицовку колонн.
Название станции тоже говорит само за себя — космическая тематика. «Земля в иллюминаторе, Земля в иллюминаторе видна». Предлагаем перейти к видео.
На этом всё! Девять станций закончились. Оставляем надежду на то, что в ближайшем будущем сможем сделать такую прогулку по второй ветке Екатеринбургского метрополитена. А пока остается помечтать, чем мы и занимались в одном из материалов — посмотрите, как могли бы выглядеть новые станции.
Какая станция ваша любимая?