Екатеринбуржец Всеволод Жданов двенадцать лет проработал в такси. За это время он перевез несколько десятков тысяч человек и не понаслышке знает о проблемах этой сферы. Сам водитель отмечает, что салон держит в чистоте, подбирает музыку и никогда не выполняет больше десяти заказов за день.
В прошлые выходные Всеволод стал очевидцем аварии: утром 25 марта в Выездном переулке перевернулось такси. Под мостом водитель то ли отвлекся, то ли выбрал неправильную скорость, но в результате автомобиль наехал на насыпь и опрокинулся. После увиденного ДТП екатеринбуржец решил поделиться своим мнением о том, как сделать поездки на такси более безопасными. Публикуем колонку опытного водителя.
Каждый день вижу на дорогах неадекватов за рулем, и не только в такси. Периодически за ужином я включаю ролики с подборкой ДТП за день, где каждая третья или четвертая авария — с участием автомобиля такси. Водитель Lada Granta, перевернувшийся под мостом, произвел на меня впечатление стандартного таксиста, который устал после ночной смены, он выглядел помятым и заторможенным.
Ни для кого не секрет, как работают в такси: посменно 12–13 часов, а у кого машина в аренде — и все 14. Такси — это не перевозка почты или арбузов, на кону жизнь и здоровье людей. Сама система в агрегаторах заточена на объем, на выручку и прибыль. Чиновники не особо стремятся регулировать эту отрасль, ведь налоги в бюджет поступают немалые. Агрегаторы прикрываются тем, что все пассажиры и водители застрахованы, но в их интересах только прибыль, массовость, чем у них больше водителей и пассажиров, тем лучше.
Стать водителем такси может любой, даже тот, кто не умеет ездить и не знает правил (отметим, что, конечно, работать в такси может только человек с водительскими правами. — Прим. ред.). При этом он сядет на автомобиль юридического лица с символикой такси, с разрешением на перевозку пассажиров!
Почему до сих пор дают лицензии на перевозку пассажиров для конкретного транспортного средства, а не для водителя? Ведь именно водитель — главное действующее лицо, неважно, на чем он ездит: сегодня на «Гранте», завтра на мерседесе. Машина сама не попадет в ДТП без водителя.
«Нужно изменить систему и давать разрешения на работу в такси для проверенных людей»
Но сейчас контроль транспорта перед выездом и медосмотр водителей перед рейсами в большинстве случаев — это имитация. Просто подписываются бумажки — и в путь.
Решение проблемы я вижу следующим образом.
Повысить культуру вождения
Нужно со школы учить детей вождению, чтобы было понимание, что такое автомобиль и с чем его едят. Зачем счищать снег зимой со стекол и крыши; почему на лобовом стекле ничего не должно мешать видимости; что такое периферическое зрение; почему важно включать ближний свет фар при любом движении, а не только когда темно; зачем чистить фары; где ни под каким предлогом нельзя останавливаться; почему важно не мешать на дороге. Уверен, многие взрослые и сейчас не знают этого, даже те, кто за рулем по 30–40 лет.
Запретить мигрантам работать в такси
В такси не должны работать мигранты. Да, многим кажется, что это черная работа, в такси стыдно работать. Тогда можно сказать, что половине россиян должно быть стыдно, что они повара, дворники, разнорабочие, продавцы, официанты.
Я с этим могу поспорить. Не каждый хочет стать президентом, или генералом, или мультимиллионером. Кому-то нравится делать то, что он умеет, хочется стать лучшим в своей сфере, а не директором или другим управленцем.
Вот задумайтесь: когда вы приходите в мебельный салон, вам будет удобнее общаться с профи, который знает, как монтируют мебель, какие нюансы могут вас поджидать? Или с тем консультантом, который месяц на этой работе и не знает ничего, кроме внешних фасадов и материалов, более того, он проработает там еще немного и уволится? Так и в такси.
К теме мигрантов: свои лучше знают город и язык.
«Да, много быдла идет в водители, но надо оградить таких от такси, так же как и неадекватных пассажиров — их должен ждать в такси вечный бан»
А не так, как сейчас, когда агрегатор извиняется, что вам обгадили сиденье, но говорит: иди снова работай, ты же почистишь, это в твоих интересах.
Контролировать водителей
Я уже говорил про лицензию для работы в такси. Так вот, чтобы не автомобиль, а водитель имел лицензию, нужно потом и ввести контроль за водителем. Тайный покупатель — это нормальная практика, сотня таких людей может контролировать парк города.
Только тайные покупатели тоже бывают разные, нужны четкие правила: как ехал, дергал машину или резко тормозил необоснованно, пытался ли болтать, курил ли. Сейчас же бывают ситуации, когда клиент в приложении не указал точку или подъезд, а потом высказывает претензию, что ты не там, хотя в его интересах обозначить, где он, и как минимум написать комментарий.
Нормально организовать общественный транспорт
Машин на дорогах меньше не станет. Но вот общественный транспорт давно бы пора реформировать. Много говорили про реформу, но так и не запустили. В центре Екатеринбурга не должно быть маленьких автобусов, они должны быть на периферии.
В центре должен ездить только муниципальный транспорт с большими автобусами и троллейбусами, пусть пустыми, но дотационными. Если будет исправно ходить транспорт, то многим не понадобится такси! Да многие и свои машины брать не будут. Может, и воздух станет чище.
В следующий раз, когда соберетесь в отпуск и закажете такси рано утром, посмотрите, не уснул ли ваш водитель за рулем. В это время госчиновники, не жалея себя, пишут новые законы и нормы, а вы как-нибудь сами разбирайтесь. Ни электробусы, ни низкопольные трамваи не решают главной проблемы, это нужно лишь для пиара и медиа.
Согласны с автором?
Ранее мы рассказывали о конфликте в такси, который произошел из-за того, водитель не подъехал к нужному подъезду. У шофера случился настоящий нервный срыв.