В Екатеринбурге масса проблем с общественным транспортом. Одна из них — дефицит кадров. Из-за него в городе можно встретить маршрутки без кондукторов. Это неудобно и для пассажиров, и для водителей, которые вынуждены их «обилечивать». Но дело не только в неудобстве — это еще и небезопасно.
Корреспондент E1.RU Ирина Порозова так устала наблюдать за этой проблемой, что решила наконец высказаться. Публикуем ее эмоциональную колонку.
Если вы часто ездите в общественном транспорте, вам наверняка попадались автобусы, в которых нет кондукторов. Нет, вместо них не работают терминалы, современные технологии тут ни при чем. Всё дело в банальном дефиците кадров.
Проблема эта давняя, и то, что она возникла, совсем не удивительно: кондукторам, как и другим работникам этой отрасли, платят, откровенно говоря, копейки. По данным портала «Работа России», большинство работодателей в Екатеринбурге обещают кондукторам зарплату в 18–22 тысячи рублей.
«Ну кто в наши дни пойдет работать за такие гроши? Вот и приходится водителям одной рукой крутить баранку, другой — принимать деньги от пассажиров»
Ладно еще, если оплата безналичная, а если зашел человек с крупной купюрой? Надо правильно посчитать сдачу, одновременно смотреть, сколько всего людей зашло в салон (кое-кто из водителей еще успевает поговорить по телефону, но это просто высший уровень мастерства). Когда уж тут за дорожной ситуацией следить? Даром что пассажирам твердят: «Не отвлекайте водителя!» О какой безопасности в транспорте вообще идет речь?
Тут всегда что-то будет страдать — либо безопасность, когда водитель ведет расчеты прямо на ходу, либо скорость передвижения, если он ждет, когда все расплатятся, не трогаясь с остановки.
Теперь посмотрим на ситуацию с другой стороны, с позиции пассажиров. Когда в салоне свободно, подойти к водителю и оплатить проезд несложно. Но в час пик, когда автобус переполнен, сделать это становится просто невозможно. Многие сейчас расплачиваются банковскими картами, но передавать их через весь салон никто не решается. Человек вроде и хочет рассчитаться за проезд, но не знает, как ему это сделать.
Бывают ситуации и похуже. Вот, например, при мне недавно в такой автобус зашла молодая мама с ребенком на руках. Она села в задней части салона, дочку посадила на колени, с трудом достала карту из кармана и стала ждать, когда к ней подойдет кондуктор. Вместо этого она только услышала: «Передавайте за проезд». А в салоне народу битком. Ну как же быть в такой ситуации?
— Тут кондуктора нет, что ли? — спросила женщина у других пассажиров.
— Не знаем, сами ждем, когда к нам подойдут, — ответили ей.
Выходит, люди вынужденно становятся зайцами. Некоторые водители как будто уже поняли, что это неизбежно, и смирились, раз-два крикнут, чтобы пассажиры передавали деньги, и успокоятся.
Но так, конечно, бывает не всегда. У некоторых водителей все пассажиры на счету, они до последнего будут орать, пока не получат деньги за проезд. Иногда доходит до нервного «Не открою двери, пока все не передадут», а еще хуже — до мата и драк. Особо темпераментные шоферы даже залетают в салон, готовые с кулаками кинуться на тех, кто отказывается платить. Справедливости ради надо отметить, что некоторые пассажиры не передают деньги специально, назло, как бы в отместку.
Только вот страдают от этого всегда те, кто честно оплатил проезд и тихонечко едет по своим делам, очень не желая опаздывать. Так и хочется спросить: ну когда вы уже наймете кондукторов?
Но глупо рассчитывать, что проблема решится сама собой: кадровый голод невозможно утолить без пересмотра системы оплаты труда работников отрасли. Если поднять им зарплаты, не только кондукторов станет больше, но и водителям не придется перерабатывать. Того и глядишь, они перестанут быть такими обозленными, и в транспорте станет комфортно. Когда-нибудь.
Согласны с автором?
Кстати, недавно водителям и кондукторам в Екатеринбурге решили поднять зарплаты, но пока это коснулось только работников муниципального предприятия «Гортранс».
О другой транспортной проблеме написала колонку екатеринбурженка Елена Аносова. Журналистку возмутило, что строители перекрыли подход к остановке в Академическом. Всё ради трамвайной ветки. Но у Екатеринбурга есть проблемы не только с транспортом. Так считает местная жительница Анна Митчина. Она рассказала, что еще нужно улучшить в городе.