На трамвайной линии между Екатеринбургом и Верхней Пышмой наконец-то решили технические проблемы. С августа прошлого года, когда было запущено регулярное движение, пассажиры регулярно жаловались на сбои в работе транспорта.
Так, в начале сентября (всего через десять дней после запуска) возникла проблема с обрывом контактной сети. Позднее, в первый же снегопад движение оказалось парализовано из-за обледенения проводов и токоприемников у «Львят». Ремонтные работы серьезно повлияли на график движения, образовав ежедневные четырехчасовые перерывы (с 10:00 до 14:00 по будням). В таком режиме трамваи ходили половину декабря.
В начале 2023 года дела пошли в гору. Оператор линии (фирма «Верхнепышминский трамвай») уверяет, что теперь «Львята» будут ходить строго по расписанию. Мы поговорили с водителем Екатериной Загрудненко о сложностях, с которыми пришлось столкнуться работникам новой линии.
— Почему так много проблем было с контактной сетью?
— Надо понимать, что запуск любой новой линии сопряжен с техническими проблемами. На контактной сети между Екатеринбургом и Верхней Пышмой нужно было настраивать так называемый зигзаг (провода трамваев устанавливают не по прямой линии, а зигзагом. При таком положении провод постоянно гуляет по вставке токоприемника и равномерно изнашивает ее поверхность. — Прим. ред.).
Из-за того что на линии не были отрегулированы провода, на токоприемных вставках образовывались зарези. Езда с поврежденной вставкой, на которой есть зарезь, чревата сломом токоприемника и обрывом проводов (в Екатеринбурге такое случалось). Не можешь ехать дальше — двигаешься на буксире. В декабре и январе были проведены работы по наладке и регулировке проводов. Сейчас контактная сеть находится в исправном состоянии, заявок по ней нет. Но мы постоянно следим за вставками токоприемников, чтобы избежать возможных обрывов.
— Обслуживанием и ремонтом трамвая занимаются технические специалисты. Но если произошла поломка в пути, водитель должен уметь устранить ее самостоятельно?
— Водитель трамвая является одновременно и оперативно-ремонтным персоналом. В наши обязанности входит вовремя обнаружить и (если есть возможность) устранить неисправность при работе на линии. Мы же принимаем решение о буксировке вагона, если неисправность можно устранить только в депо.
На данной модификации трамвая «Львят» водители могут, например, включать и отключать низковольтное оборудование, устранять неисправности терминалов оплаты, самостоятельно сцеплять и буксировать вагоны.
— А в ремонтных бригадах девушки работают?
— Законодательством это не запрещено, но, конечно, женщины просто не пойдут туда, потому что это слесарные работы, это работы в смотровых ремонтных канавах, которые требуют определенных физических усилий. Поэтому нет, у нас женщин в ремонтных бригадах не имеется. Теоретически женщина может работать мастером ремонтной бригады, но таких случаев крайне мало.
— Как вам трамваи «Львенок»?
— Я водила старые Tatra T3, Т3M. Конечно, «Львенок» — это совершенно новый вид транспорта. Это умный вагон, на нем практически всё автоматизировано. Например, климат-контроль салона и кабины. Вместо педалей — ручной контроллер (джойстик). Из-за этого гораздо меньше устаешь во время рабочей смены, да и маршрут между Екатеринбургом и Верхней Пышмой намного проще, поскольку мало пересечений с автомобильными дорогами.
Напомним, междугородняя трамвайная линия между Екатеринбургом и Верхней Пышмой была запущена 31 августа 2022 года. На маршруте курсируют низкопольные трамваи «Львенок», которые оборудованы валидаторами, USB-розетками, системой климат-контроля и медиапанелями. За первые полгода работы трамваи перевезли около 550 тысяч пассажиров. При этом в зимний период пассажиропоток составил 245 тысяч человек.