Шестиклассник Саша Волков делает копии общественного транспорта Екатеринбурга. Он клеит модели из бумаги и переносит на них каждую царапину с настоящей машины или вагона. Сашины автобусы и трамваи получаются не идеальными, зато точно такими же, как те, что курсируют по городским маршрутам.
От дома до школы и пешком недалеко, но перед уроками Саша бежит на остановку. Ему нужно снять несколько трамваев, чтобы потом сделать из них выкройки для будущих моделей. В его автопарке уже есть старые вагоны, сейчас мальчишка охотится на новеньких «Львят».
— Для каждого из 11 вагонов нужна своя выкройка. Это только на первый взгляд они все одинаковые. На самом деле отличаются, и не только нумерацией, — рассказывает Саша, пока делает снимки. — Например, у вагона 00169 разбитый зад — это изюминка, можно сказать. У 00156 было разбито зеркало в первый месяц. Вот в этом-то и фишка, что любая мелочовка должна просчитываться. Мне не нравится такой транспорт, где ровно и идеально всё. Когда видны следы эксплуатации — это выглядит прикольно.
Сейчас Саше 12 лет, а собирать модели он начал в четыре года: посмотрел фильм «Титаник» и попытался сделать его бумажную копию. Став постарше, переключился на городской транспорт. Выкройки находит в интернете или сам делает в фотошопе и распечатывает в типографии на плотной бумаге. Из обычной офисной хорошую модель не склеишь.
В его автопарке три сотни автобусов и трамваев. О каждом Саша может прочитать целую лекцию. Прежде чем сделать модель, он изучает характеристики транспорта и его историю. А вот троллейбусы парень не делает принципиально.
— Видели наши троллейбусы? Я тут ехал, там щель насквозь была в полу. Вот это старье, оно меня не сильно интересует. Хочу сразу с новых начать, когда они начнут курсировать, я обязательно сделаю, — говорит мальчик. — Троллейбус троллейбусом, а там есть и автономный ход, и всякие интересные детали. Крыша очень детализирована, там много коробочек всяких.
Любимчики Саши на екатеринбургских маршрутах — низкопольные НефАЗы. Они сейчас у него в разработке. Чтобы сделать выкройку, машину нужно сфотографировать со всех сторон. Водители уже знают мальчишку в лицо, правда, не все с ним приветливы, иногда снимать запрещают.
— Помню, фотографировал автобус, так как они стояли впритык, пришлось протиснуться между ними и подойти прям вплотную. Я фоткаю зад, в это время водитель начал сигналить, а потом начал орать нецензурной лексикой, чтобы я ушел, — вспоминает моделист. — Мне это очень не понравилось, я обиделся даже. Ну что я ему сделал? Я же не его фотографирую.
Мама и бабушка поддерживают увлечение мальчика, хотя порой оно и мешает учебе. Когда Саша занят созданием новой модели, он может вообще забыть про уроки.
— Я не хочу ему запрещать, это его любимое дело, просто приходится контролировать, чтобы он все-таки не забывал заниматься, — рассказывает мама Саши Виктория. — Однажды его увлечение нам очень помогло. Когда он был младше, ехал один в трамвае, и его обсчитали. Я позвонила в депо, кондуктора быстро нашли, потому что он не только номер маршрута назвал, но и все характеристики вагона, в котором ехал.
С тех пор Саша дружит с руководством Орджоникидзевского депо и регулярно ходит туда на экскурсии. Там даже стоят несколько его трамваев — он подарил их на память.
Ранее мы рассказывали про первоклассника из Березовского, который организовал свой маленький бизнес: он продавал в торговом центре свои картины.