Многие глобальные транспортные проекты Екатеринбурга и Свердловской области в начале года были вопросом: из-за спецоперации и последовавшей за ней волны санкций. Но если взглянуть на картину в целом, 2022 год оказался намного результативнее, чем его предшественники. Вспоминаем, что в итоге удалось сделать.
ЕКАД закольцевали
8 сентября президент Владимир Путин по видеосвязи открыл движение на заключительном участке ЕКАД. Новая дорога связала Полевской и Челябинский тракты и позволила замкнуть полноценное кольцо вокруг города. Глава государства сказал: «Поехали!» — после чего по участку прогнали самосвалы, украшенные шариками. ЕКАД строили 30 лет и 3 года.
Кольцевая практически сразу повлияла на загруженность городских дорог в западной части Екатеринбурга. Пробки там уменьшились из-за того, что транзитный транспорт стал огибать город с юга. В дальнейших планах властей — расширение северо-восточной части ЕКАД на отрезке от Тюменского до Режевского тракта. Надеемся, на это не понадобится еще 33 года.
Запустили трамвайную ветку до Верхней Пышмы
Первую междугороднюю трамвайную ветку между Екатеринбургом и Верхней Пышмой прокладывали с 2017 года — и казалось, что это такой же долгострой, как и ЕКАД. Работы шли не без трудностей: возле озера Лебяжьего тонули экскаваторы, а местные жители отказывались продавать свои дома и участки под строительство линии. В итоге движение все-таки запустили перед 1 Сентября. По линии покатились суперсовременные трамваи «Львенок».
Радость была недолгой: на ветке стали происходить многочисленные технические неполадки. Из-за них в декабре в движении трамваев образовались четырехчасовые окна. Оператор линии пообещал, что в 2023 году движение вагонов будет более стабильным.
Закончили ремонт Кольцовской развязки
Два года длилась эпопея с ремонтом большой и сложной развязки на Луганской — Объездной. Всё это время автомобилисты стояли в больших пробках. В 2021 году рабочие закрывали часть моста, ведущую в аэропорт, в 2022-м — половину, ведущую в центр. Итогом страданий автовладельцев стал помолодевший мост. Там уложили свежий бетон и асфальт, заменили деформационные швы и перильные ограждения.
Не обошлось без скандалов: на проезжающие внизу машины падали булыжники и даже строительные блоки. К чести дорожников, реконструкцию моста они завершили в сроки, а сквозное движение открыли даже раньше, чем планировалось.
Развернулась стройка линии в Академический
В 2022 году начались активные строительные работы по обустройству трамвайной линии из Академического в центр. На Серафимы Дерябиной рабочие провели переукладку многочисленных кабелей и труб. Правда, при этом сорвали сроки, поскольку в месте раскопок обнаружились адски прочные булыжники. Кроме того, подрядчики уложили рельсы по улице Де Геннина, начали строительство кольца и построили подпорную стену, по которой линия будет выходить на улицу Волгоградскую.
Чиновники обещали, что регулярное движение по новой ветке откроют уже в 2023 году. Уже стали известны варианты трамвайных маршрутов, которые будут ходить по этому направлению.
Заключили контракт на закупку троллейбусов
С трудом верится, но в 2023 году Екатеринбург наконец-то получит партию новых троллейбусов взамен гнилых и ржавых. Будет закуплено 45 машин с автономным ходом от белорусского производителя. Цифра скромная, ведь сейчас в парках города числятся больше 220 троллейбусов.
Большим плюсом новой техники станет ее автономный ход. Поскольку машины смогут проехать там, где нет контактной сети, их маршруты станут длиннее. Специалисты уже предложили несколько вариантов трасс. Так, троллейбусы предлагается запустить до Академического и до кольца на Вилонова, возле горбольницы № 7.
Начали строить «путинский» автобан
Совсем скоро Москву, Казань и Екатеринбург свяжет новая скоростная трасса M-12. Об этом амбициозном проекте в 2021 году заявил президент Путин. На Урале будет построен 273-километровый отрезок от башкирского города Дюртюли до Ачита.
На территории Свердловской области подготовка уже вовсю началась. По основному ходу строящейся трассы начали круглосуточно монтировать водопропускные трубы и организовали подъездные пути к будущим искусственным сооружениям. На объекте уже задействовали 500 человек, 80 единиц строительной техники и 300 самосвалов. Будут построены две большие транспортные развязки: одна — в Башкирии, вторая — на примыкании к Пермскому тракту. Движение планируется открыть в конце 2024 года.
Также в 2022 году дорожники продолжили расширять Пермский тракт (который в будущем станет частью «путинского» автобана) и трассу до Тюмени.
Продолжили стройку мегаразвязки у «Калины»
Развязка возле концерна «Калина» — одна из ключевых для города. Она соединяет сразу три района города: Октябрьский, Кировский и Чкаловский с общей численностью населения в 680 тысяч человек. После реконструкции пропускная способность этого участка увеличится более чем в два раза.
В 2022 году строители возводили опоры и укладывали балки двух огромных эстакад (правого и левого проезда). Движение по ним будет запущено уже ко Дню города, в августе 2023 года. Большая стройка, включающая несколько этапов, рассчитана до 2024 года. После окончания работ мегаразвязка наконец-то утратит неофициальное звание «главной пробки» Екатеринбурга.
Другие достижения и проблемы
В 2022 году в Екатеринбурге отремонтировали почти 40 участков автомобильных дорог. На ремонты потратили полтора миллиарда рублей. Рабочие укладывали новый асфальт, ремонтировали тротуары и устанавливали ограждения. Были обновлены такие улицы, как Белинского, Карла Либкнехта, Куйбышева, Челюскинцев. Список городских дорог, которые будут ремонтировать в 2023 году, смотрите по этой ссылке;
метро Екатеринбурга вернулось к доковидному уровню пассажиропотока;
власти решили вновь поднять стоимость проезда в общественном транспорте — на один рубль. Это объяснили подорожанием топлива и запчастей;
водители маршруток продолжили «традицию» гонок и драк на дорогах. Иногда нарушения правил приводили к трагедиям. Так, прошлой весной на Уралмаше автобус не пропустил пожарную машину, спешившую на вызов. В аварии погиб молодой кондуктор;
в Екатеринбурге и области продолжили расширять сеть дорожных камер. В Минтрансе предоставили список комплексов, которые введут в ближайшие годы. Также в регионе впервые заработал мобильный комплекс Cordon.Pro, который ловит нарушителей в движении.
В 2023 году транспортную сферу ждут другие, не менее значимые события — например, запуск трамвайной линии в Академический, глобальный ремонт Кольцовского тракта и долгожданное обновление троллейбусного парка.