К вице-мэру Алексею Бубнову, который отвечает за транспорт и дороги в Екатеринбурге, всегда много вопросов. Мы обсудили с ним самые главные темы.
Стали ли хуже убирать город?
— Это всё визуальная история. Есть контролирующие отделы, которые этим занимаются. Есть отчеты о количестве вышедшей техники, и есть предписания, которые появляются (если есть недоработки. — Прим. ред.). Так, в ноябре у нас выпала двойная норма осадков. Поэтому я считаю, что мы эффективно работаем. Замечания есть, их не может не быть. Но есть новая закупленная техника, и была проведена реновация существующего парка. Единственное, где есть проблемы, — это нехватка кадров, механизаторов, водителей. 7–10% таких специалистов требуется. Ведь и мобилизация была, и уровень зарплаты надо поднимать.
Есть с чем сравнивать: я был в Москве, в Минске, в Нижнем Новгороде во время снегопадов. Смотрел, как убирают. У нас с уборкой хуже точно не стало! На самом деле, что касается уборки, нигде нет такого внимания к этой проблеме. Ну понятно — стихийное бедствие. Утром дождь шел — вечером -22 °С! Не может колея не появиться. Но мы же город не закрываем: как ездил транспорт, так и ездит. Выгонять в пробки уборочную технику совершенно бессмысленно, потому что есть определенная скорость, с которой должна проводиться уборка. Поэтому полноценная чистка идет только ночью. В дневное время работа тоже ведется: это прометание тротуаров, комбинированные дорожные машины идут, вывозится снег на полигоны из спальных микрорайонов.
О давке в тесных автобусах Академического
— В следующем контракте мы предусмотрим автобусы большого класса. Более того, мы уже сейчас ведем переговоры с частниками, которые обслуживают маршруты № 012, 019. Компания «Уралтрейд» уже приобрела пять больших машин и дальше будет покупать. На сегодняшний день есть возможность через разные федеральные программы приобретать эту технику. Мы такие механизмы предприятиям предоставляем.
Но вопрос не только в этом. В Академическом продолжается возведение жилья, а транспортные проблемы сохраняются. Нужно строить развязку на Серафимы Дерябиной — Объездной, на Амундсена — Объездной. И трамвайную линию запустить. Иначе ситуация будет только ухудшаться.
Надеюсь, проблема с переполненным транспортом в Академическом будет решена. В контрактах предусмотрим большие автобусы. И запуск трамвайной линии поможет. С высокой долей вероятности, в 2023 году она будет запущена. Ранее в районе не было столько пассажиров, и перевозчики справлялись. Но жилье строится, пассажиропоток постоянно растет.
«В Академический, по-хорошему, вообще надо строить метро — это единственный способ вывезти то количество людей, которые там будут жить»
Этот район уже можно сравнить со средним городом Свердловской области. И там есть еще где строить новые дома.
— Единственный способ [устранить скользкость] — это посыпать тротуары мелким щебнем. И тут есть проблема. Так сказать, лучшее — враг хорошего. Предположим, у рабочих есть задание на смену — промести тротуар. И они сметают противогололедный материал! Да еще и щеткой трактора полируют поверхность! Постоянно коллегам напоминаем: если они не могут очистить тротуары до самого асфальта, то пусть не занимаются прометанием. А если прочистили, то надо сразу же посыпать противогололедными материалами (песком), не жалеть их. Я думаю, что мы достигнем все-таки понимания.
О закупке трамваев и троллейбусов
— Трехсекционный трамвай стоит дороже 100 миллионов. Мы сейчас разные механизмы изучаем, которые могли бы помочь приобрести новую технику. Есть желание обновить парк. Целевая задача — к юбилею города приобрести не менее десяти вагонов. И эту задачу мы реализуем. Вопрос не только в том, что нужно провести торги, но и в наличии подвижного состава у производителей. Чтобы началась поставка, нам нужно в марте-апреле уже заключить контракт.
К примеру, про троллейбусы — мы хотели получить первые машины в декабре 2022 года. Но, когда заключили контракт, выяснилось, что производители из Белоруссии тоже попали под ограничения. В связи со спецоперацией им закрыли поставки определенных запчастей и оборудования. Поэтому сроки поставок у нас немного съехали. Но к Дню города большую часть новых троллейбусов мы должны выпустить на линию.
Для трехсекционных трамваев лучше всего подходят два маршрута. Это 18-й, который идет от Волгоградской до Шарташа, и 15-й — от Вторчермета до ЖБИ. Оба рейса идут через центр города и наиболее загружены. В идеале нам нужно 25 таких длинных вагонов. Сегодня в городе уже ездит один трехсекционный трамвай завода «Уралтрансмаш». Он показал себя очень неплохо.
Что касается трамвайной линии в Академический, то до остановки «Волгоградская» хватит пяти-семи вагонов. Всё будет зависеть от загрузки линии. Думаю, что на первых порах мы поставим туда односекционные вагоны и просчитаем пассажиропоток.
О повышении стоимости проезда
— Повышение будет зависеть от Региональной энергетической комиссии. Скорее всего, стоимость поднимут с 1 февраля 2023 года. Сегодня у нас скидка по ЕКАРТЕ составляет 2 рубля. Но почему-то только 40% пассажиров пользуются ею, а 60% — нет.
О работе платных парковок в центре города
— Мы приобрели два прибора «Паркон». Пока нас всё устраивает. Ввели новые ставки, приняли людей. К Новому году подведем итоги. Сегодня регулярно ездят четыре экипажа, но мы существенно усилим эту работу. Раньше в год мы выписывали 100–150 штрафов, а сейчас за два-три месяца набралось около 5 тысяч. Скоро за год будем собирать до 50 тысяч.
Мы также смотрим опыт Перми. Там штрафы за неоплату парковки больше. У нас 1000 рублей, в Перми — 1500. Кроме того, там есть понятие повторности. За регулярную неоплату штраф составляет уже 5000 рублей. Когда повторность появится и у нас, люди будут думать, что проще: заплатить 30 рублей в час или заплатить 5 тысяч. Кроме того, мы будем повышать число платных мест. Сегодня их 2,5 тысячи, а нужно минимум 4 тысячи.
Про вафельную разметку
— Мы хотим обустроить вафельную разметку на некоторых перекрестках. Схема простая: если машина стоит на «вафле» больше определенного времени — штраф. Это нужно, чтобы водители не запирали перекресток в часы пик. Такая разметка может появиться, например, на 8 Марта — Ленина.
О реконструкции старинного моста на Малышева
— Проект будет готов к концу года. Это позволит просчитать до копейки стоимость работ. Но ранее 2024 года ремонт, скорее всего, не начнется.
О внедрении бескондукторных валидаторов
— При внедрении такой техники есть снижение (то есть люди начинают ездить зайцами). К примеру, в Перми, которую я уже упоминал, заключили контракт с Росгвардией. Там сотрудники в форме и с оружием ходят и проверяют билеты. И штрафуют за неоплату проезда. При этом у них, в Перми, штраф — 2500 рублей, а у нас — 100! Я думаю, что мы пойдем этой же дорогой. С такой инициативой мы выйдем на правительство Свердловской области. Можно сделать и 5 тысяч рублей. Чем больше штраф, тем лучше. Плати за проезд — и не будет никакого штрафа! Если бы это зависело от меня, то я бы ввел их еще вчера.
Надо убирать кондукторов. Они у нас появились в начале девяностых, когда люди перестали платить за проезд. Сегодня число транспорта с валидаторами растет. К примеру, это недавние партии новых автобусов. Новые троллейбусы в 2023 году тоже будут оснащены валидаторами.
В прошлом году мы также обсуждали с Алексеем Бубновым самые важные транспортные темы.