Недавно в Новосибирске автошколы дружно взвинтили цены на обучение на целых 50%. Произошло это из-за резкого подорожания бензина, автомобилей и запчастей к ним. Решение было принято на общем собрании директоров учреждений, сообщают наши коллеги из NGS.RU.
Мы решили узнать, как обстоит дело с ценами в Екатеринбурге? Председатель правления Уральской ассоциации автомобильных школ (УрААШ) Владимир Сокирко считает, что уральские автошколы тоже повысят стоимость. Но это будет плавный процесс, а не разовая акция, как у соседей из Сибири. Приводим его аргументы.
Резкого скачка цен не предвидится
— Мы пытались в 2019 году собрать под одной эгидой руководителей автошкол Екатеринбурга, но на собрание пришли только 20 руководителей (в городе почти сотня автошкол. — Прим. ред.). Дальше разговора дело не пошло. Повлияла в том числе ситуация в Челябинске. Там также собирались руководители, чтобы обсудить вопрос повышения стоимости обучения, и даже приняли решение об установлении единой цены. Но позже одна из автошкол написала жалобу в УФАС, и инициаторов собрания привлекли к ответственности за картельный сговор.
В настоящее время автошколы Екатеринбурга и Свердловской области самостоятельно формируют стоимость обучения. В 2022 году из-за ситуации в экономике цены, конечно, поползли вверх, но это не было общей тенденцией: кто-то повысил, а кто-то из-за невысокого набора снизил ценник.
Если в начале 2022 года средняя цена по региону (на самую популярную категорию В) была на уровне 21–22 тысяч рублей, то потом цены подросли до 25–27 тысяч.
Но всё же это не те суммы, которые необходимы для автошкол, чтобы стабильно работать и улучшать свою материально-техническую базу. По сути, сейчас их работа идет ради работы.
«Для того чтобы повышать свой уровень, автошколам нужно получать за обучение 40–45 тысяч рублей»
Приведу пример из Красноярска: там представители автошкол пошли своим оригинальным путем. Они собрали инициативную группу директоров и поехали обсуждать цены по всем учреждениям. В течение полугода цена на обучение выросла с 25–27 до 45 тысяч рублей.
О минимальной стоимости обучения
— Мы инициируем идею минимальной ценовой планки через Национальный союз ассоциаций автошкол, который находится в Москве, и через государственные органы. Замысел в том, чтобы обучение вождению имело минимально допустимую цену. Такое регулирование в России, например, сделано в сфере алкогольной продукции. Минимальная планка необходима, чтобы не снижалось качество обучения курсантов.
Обучение — многофакторный процесс. Есть программа, утвержденная Министерством просвещения. Она включает в себя определенное количество учебных часов (56 — на механической коробке передач, 58 — на автомате), примерную стоимость ГСМ, налоги на недвижимость и арендную плату, а также затраты на заработную плату преподавательского состава. То есть все цифры для формирования минимальной ценовой планки можно просчитать. Нужна только политическая воля для ее внедрения. Но нам говорят, что рынок у нас свободный и каждый волен выбирать свою стоимость обучения.
Что будет дальше
— Стоимость обучения в автошколах Екатеринбурга будет расти. Это логично, ведь ГСМ становятся дороже, и зарплату педагогическому составу нужно индексировать под давлением инфляции.
Ранее мы рассказывали историю курсантки, которая сдала на права с девятого раза. С 2021 года в стране изменился регламент сдачи экзаменов для получения водительских прав. Теперь кандидаты в водители сразу отправляются ездить с инспектором по городу. Часто случается, что из всей группы с первого раза не сдает никто.
Напомним, всю важную информацию о дорогах и транспорте мы собираем в специальной рубрике.