В транспортной жизни Екатеринбурга в этом году произошел тектонический сдвиг: после трех десятилетий ожидания вокруг города наконец-то закольцевали ЕКАД. На протяжении долгого времени чиновники разных ведомств утверждали, что достроенное кольцо избавит мегаполис от лишнего транзитного трафика и уменьшит пробки внутри города.
Об эффекте полного кольца и других важных транспортных темах мы поговорили с руководителем городского центра организации движения (ЦОД) Данилом Меркуловым.
Что дал закольцованный ЕКАД?
— В начале сентября открылся южный участок (напомним, его открывал сам Владимир Путин. — Прим. ред.). До его ввода основной трафик шел со стороны Московского тракта в сторону Объездной и Ново-Московского тракта. Наши специалисты провели замеры и выяснили, что машин стало меньше.
Они стали уходить на кольцо ЕКАД. К примеру, на Ново-Московском тракте (в обоих направлениях) показатель интенсивности движения снизился на 18%, а на участке Объездной от Ново-Московского тракта в сторону Светлореченской — на 30%. В настоящее время по новому участку ЕКАД едет 26 тысяч автомобилей в сутки: 11 тысяч легковых и 15 тысяч грузовиков. Сложностей мы не наблюдаем.
О перекрытиях из-за строительства ветки в Академический
— Основные ограничения коснулись улицы Серафимы Дерябиной от Объездной до Волгоградской. Там пришлось перестраивать инженерные сети и коммуникации. Ключевым загруженным узлом оказался перекресток Серафимы Дерябиной — Бардина. Для повышения пропускной способности в феврале 2022 года там, например, запретили левые повороты (исключение сделали только для маршрутных автобусов). Сейчас перекресток работает в режиме перегрузки, но работа с циклами светофоров помогает держать ситуацию под контролем.
Из-за ограничений на Серафимы Дерябиной транспортный поток стал перераспределяться на улицу Амундсена. С сентября наши специалисты внесли изменения в правила проезда перекрестка Сахарова — Амундсена. Сейчас левый поворот с Сахарова на Амундсена (в сторону центра) осуществляется сразу с двух полос.
О новых выделенках для общественного транспорта
— Общая протяженность выделенных полос в Екатеринбурге составляет уже 18,9 километра. Сейчас выделенки есть на Белинского, Чапаева, Малышева, Карла Либкнехта, Вильгельма де Геннина, Щорса, Челюскинцев, Щербакова, Энгельса, Сахарова, Репина, Ленина, Свердлова. К примеру, выделение полос на Щербакова позволило увеличить среднюю скорость троллейбусов с 15 до 21 км/ч, а также снизить число ДТП.
В дальнейшем мы хотим обустраивать выделенные полосы на тех дорогах, где число полос составляет три и более. В ближайшее время появится километровая выделенка на улице Свердлова (в обоих направлениях). В дальнейшем мы планируем обустройство еще четырех километров выделенных полос.
О «зеленой волне» для трамваев в Верхнюю Пышму
На маршруте «Львят» с декабря 2022 года внедрили специальную систему, которая даст вагонам приоритет при проезде перекрестков. К примеру, при проезде перекрестка Космонавтов — озеро Лебяжье трамваи теперь ожидают зеленого цвета максимум 22 секунды (было 112 секунд), а при проезде перекрестка на Шефской (в районе ТЦ Castorama) ожидание составляет не больше минуты (было 1 минута 20 секунд).
Об отмене левых поворотов
— Отмена поворотов необходима для того, чтобы, с одной стороны, повысить безопасность, с другой — увеличить пропускную способность дорог. Левые повороты мы, как правило, запрещаем на загруженных перекрестках с высоким уровнем аварийности. При этом мы обязательно прорабатываем альтернативные пути объезда.
Например, в 2022 году отменили левый поворот на перекрестке Таватуйской — Теплоходного, где число поворачивающих автомобилей составляло всего 8% от общего потока. При этом автомобили с левым поворотником занимали полосу. При технической возможности вместо полной отмены поворотов мы применяем дополнительные секции со стрелками (если можно выделить дополнительную фазу). К примеру, в 2021–2022 годах такие решения были применены на перекрестках:
Бакинских Комиссаров — Восстания;
Космонавтов — Ильича — Старых Большевиков;
Шефской — Меридиональной;
8 Марта — Большакова;
Донбасской — Суворовского;
Лучистой — Счастливой.
О первом в городе метеопосте
— Он был установлен в октябре на перекрестке Токарей и Кирова. По сути, это автоматическая дорожная метеостанция. Она представляет собой мачту, на которой установлены датчики температуры и влажности воздуха, направления и скорости ветра, датчик осадков и датчик видимости. А для измерения температуры дороги в дорожном полотне установлен специальный детектор.
Такая система мониторинга позволяет, к примеру, своевременно принимать меры по очистке дорожного полотна от снега и гололеда, а также ограничивать разрешенную скорость. Также на основе данных с метеопоста можно составлять краткосрочные прогнозы по выпадению осадков и обледенению дорог. В Екатеринбурге такие метеопосты будут устанавливаться возле важных мостов.
О других новинках на дорогах Екатеринбурга
Недавно заработала первая проекционная зебра. Она не заменяет обычную разметку на дороге, но дублирует ее в темное время суток, в плохую погоду (туман, снег, дождь). Первая световая зебра на Степана Разина, 71 заработала возле гимназии № 120. Оборудование было предоставлено производителем для тестирования. Эксперимент будет проводиться три месяца. Нужно время, чтобы оценить работу проектора и то, стоит ли размещать такие устройства в других частях города.
Напомним, что все важные новости о дорогах и транспорте мы собираем в специальной рубрике.