В Екатеринбурге подрались водители трамваев. Неприятная история случилась на остановке «Дом кино» на Луначарского. Разнимать участников потасовки пришлось одному из пассажиров. А сам момент конфликта попал на видео.
Драка между водителями трамваев пока явление редкое. Куда чаще в Екатеринбурге отношения выясняют водители автобусов. В борьбе за лишнего пассажира они нередко обгоняют и подрезают конкурентов.
Трамвай — менее маневренный вид транспорта, ходит по рельсам (часто по линиям, обособленным от автомобильного потока) и придерживается расписания. Но именно график следования часто ссорит вагоновожатых и приводит к конфликтам (в Гортрансе это подтверждали. — Прим. ред.). В этой колонке урбанист и водитель трамвая Максим Кожин разъясняет тонкости внутритрамвайной кухни и рассказывает, почему драка на Луначарского его не сильно удивила.
— Конфликты между водителями трамваев — это ежедневное явление, но обычно ситуация не заходит дальше словесной перепалки. У каждого трамвая есть свое закрепленное расписание, как будто это не трамвай, а поезд дальнего следования. Расписание составляется исходя из идеальных условий — остановки (в среднем полминуты), движение. Также учитываются помехи в виде максимум одного-двух светофоров.
В реальности же идеальные условия бывают только 1 января утром, да и то не всегда. Любая машина на рельсах, пассажир, который, стоя в дверях, вынудил простоять лишний светофор, ну или трамвай впереди — всё это приводит к отставанию от расписания. Нагнать график, соблюдая все правила, практически невозможно.
Недопонимание на стыковочных узлах
К основному расписанию трамвая добавляют так называемое стыковочное (в местах пересечения линий), в котором написано, какой маршрут должен ехать впереди тебя, а какой — сзади. Но проблема в том, что стыковку нам делают только с теми маршрутами, с которыми мы едем на одну конечную станцию! А о промежуточных маршрутах, с кем мы тоже делим одни рельсы, — ни слова. К примеру, водитель маршрута № 14 проинформирован, как он стыкуется с 27-м или 34-м, потому что они едут на одно кольцо (конечная станция на Окружной. — Прим. ред.), но при этом водителю ничего не будет известно о 21-м маршруте, с которым он также пересекается в пути.
В таких случаях многие водители делают запрос у своего диспетчера и, получив информацию, делают пометки, какой трамвай должен быть впереди или сзади. Но ситуация, когда один трамвай проехал раньше другого, происходит каждый день десятки раз. Бывают такие случаи, когда водители прекрасно знают, что трамвай, с которым они сойдутся на узле, должен быть впереди, но всё равно опережают его, если имеют такую возможность. А препятствие в виде вагона впереди — это примерно полторы минуты опоздания. А если вагонов впереди больше — то вообще беда.
«К сожалению, люди элементарно не уважают друг друга»
Кому-то из водителей настроение портят пассажиры, и в итоге вся эта негативная энергетика перерастает в рукоприкладство. А расписание, которое работает по правилам 80-х годов, лишь усиливает конфликты.
Многие думают, что за отставание от графика водителей серьезно наказывают — это не совсем так. Оштрафовать могут только за ранний приезд на станцию (снижают премию). Единственное, что может случиться с водителем, который опаздывает, — это то, что он попадет под горячую руку своего же коллеги.
Водители начинают нервничать, когда опаздывают, не потому, что боятся штрафов, а потому, что они начнут мешать маршруту, следующему сзади. Назревает риск скандала. К тому же отставание вынуждает сокращать стоянку и пропускать обеденный перерыв. От этого падает качество работы и, главное, безопасность. Это совершенно ненормально, когда водитель едет час или полтора, держит концентрацию, а потом делает остановку на конечной максимум на полторы-две минуты.
Вечная гонка со временем
Это неправильно, это работа на износ. В конечном счете гонка за расписанием может закончиться ДТП или такой вот дикой ситуацией — когда один водитель напал на другого. Можно было бы закрыть глаза на эти агрессивные условия, если бы это хорошо оплачивалось. Но хорошая зарплата — это точно не про трамвай. Если нам и поднимают выплаты, то растущие цены они всё равно не догоняют.
Ранее мы публиковали большой репортаж о том, как работают вагоновожатые на новой линии между Екатеринбургом и Верхней Пышмой. Недавно там убрали кондукторов. Теперь оплата принимается только с помощью валидаторов.