В 2022 году в транспортной сфере Свердловской области произошло несколько долгожданных событий. Безусловно, главным из них стал запуск заключительной части ЕКАД. Также заработала трамвайная ветка между Екатеринбургом и Верхней Пышмой.
В этом интервью министр транспорта и дорожного хозяйства Василий Старков рассказывает, какое влияние на жизнь региона оказали эти проекты и чего нам ждать в будущем.
О достройке и расширении ЕКАД
— Кольцо ЕКАД — это важнейший элемент. По участку, который президент вместе с губернатором Евгением Куйвашевым запустили в этом году, к настоящему моменту проезжают около 30 тысяч машин в сутки. Свердловская область является крупнейшим транспортным узлом, через который следуют транзитные потоки из Центральной России в Западную Сибирь, в Казахстан и дальше по широтному и меридиональному коридорам.
Раньше транзитный транспорт (в основном это грузовики) искал разные альтернативные варианты проезда, или водители пользовались узким северным полукольцом, а сейчас транзитный поток спокойно проходит на восток или на юг. Это положительно влияет на экологию в городской черте, уменьшает пробки. В настоящий момент, если брать пиковые способности новой кольцевой дороги, мы находимся на уровне 40% от ее максимальной загрузки.
Эта цифра будет расти. Сейчас, хотя мы и открыли движение, далеко не все водители знакомы с новым маршрутом. Я уверен, что к концу года трафик будет уже на уровне 40 тысяч машин в сутки. Мы запускали движение с незавершенной клеверной развязкой через M-5 (Челябинский тракт). Там не были доделаны два кольца, но сейчас объект находится на завершающей стадии. Все работы над новым участком ЕКАД будут завершены в июне 2023 года.
Затем будем реконструировать участок ЕКАД от Тюменского до Режевского тракта. В настоящий момент это один из самых загруженных участков, которые обеспечивают связь с востоком области. Там едет транспорт в направлении Режа, Тавды, Алапаевска, Ирбита. Это направление в перспективе даст возможность выхода на Ханты-Мансийск, поэтому мы включили реконструкцию и расширение участка с 10-го по 24-й километр в ближайшую пятилетку.
О «путинском» автобане M-12
— Всё, что требовалось, и даже больше мы уже сделали. Уже обеспечили подготовительные мероприятия: это и вырубка леса, и подготовка земляного полотна. В настоящее время мы ждем, когда на 50-километровый участок [новой трассы] выберут подрядчика. Эффект будет серьезный: к работам привлекут наши дорожные предприятия. Будут задействованы и местные производители стройматериалов для обустройства трассы. Это серьезные вливания в экономику региона и отдача в виде налоговых поступлений.
Когда дорога будет завершена, мы получим более короткий путь до столицы. Это серьезное конкурентное преимущество для наших предприятий. Сокращение себестоимости транспортировки грузов и, конечно, дополнительная возможность получить новые контракты. То есть мы приближаемся к центру России с точки зрения доставки грузов и корреспонденции через автомобильный транспорт.
О расширении региональных трасс
— При расширении дорог приоритеты всегда расставляют с точки зрения интенсивности движения. В этой части максимально нагружены федеральные трассы, которые связывают нас с Тюменью, Челябинском, Пермским краем. И задачи по их реконструкции приоритетны.
Если говорить о региональных трассах, то мы ведем работу и на них. Та же ЕКАД — это дорога регионального значения. Кроме того, в перечень работ до 2027 года мы включили Режевской тракт. Там мы будем реконструировать самые загруженные участки, где пропускная способность дороги не соответствует интенсивности движения. На них будем обустраивать дополнительные полосы. К примеру, возле поселка Лосиного, где в часы пик скапливаются пробки из-за прохождения дороги через населенный пункт.
Реконструкция будет поэтапной: это может быть одна полоса в одном направлении или полоса, которую используют в реверсивном движении, с учетом маятниковой миграции. Всё будет решаться проектом и текущими возможностями финансирования.
О стройке мегаразвязки у «Калины»
— Темпы работ обнадеживают. Подрядчики хорошо продвинулись в возведении двух транзитных путепроводов — слева и справа от существующего моста (через железную дорогу. — Прим. ред.). Губернатор Евгений Куйвашев добился, чтобы реконструкцию развязки у концерна «Калина» включили в национальный проект «Безопасные качественные дороги» и направили софинансирование из федерального бюджета. Благодаря этому финансирование в этом году в совокупности составит 20% от общей стоимости контракта. Стоит задача, чтобы в третьем квартале 2023 года уже было запущено движение по двум новым путепроводам. После этого начнется реконструкция старого: там уберут старое покрытие, отремонтируют балки и другие элементы.
Об обновлении транспортных парков
— В предыдущие годы мы серьезно обновили в Екатеринбурге автобусный парк, а до конца этого года по поручению президента ждем дополнительных денег на закупку 45 троллейбусов. Но это приобретение, конечно, не решит все вопросы. У нас есть серьезные проблемы с обновлением парка трамваев и троллейбусов.
Недавно мы принимали участие в парламентских слушаниях. В Госдуме обсуждался вопрос о формировании новой целевой программы с федеральным софинансированием по обновлению городского электротранспорта. То есть дополнительные деньги будут направляться городам. Это радует. Мы готовы предоставить заявку и участвовать в этой программе полноценно. Благодаря этому в среднесрочной перспективе (например, в течение десяти лет) мы обновим парки.
О трамвае в Верхнюю Пышму
— Мы сейчас работаем над зеленой волной, чтобы сократить у вагонов время в пути и сделать маршрут более привлекательным. Число пассажиров растет, сейчас это порядка 10 тысяч в сутки. Ожидаем, что в первом и втором квартале 2023 года эта цифра увеличится в полтора раза. При этом для удобства пассажиров сохранится автобусное сообщение (между Екатеринбургом, Верхней Пышмой и Среднеуральском).
Никто не будет убирать автобусы, чтобы загнать всех на трамвай. В данном случае ведется мониторинг для создания оптимальной транспортной схемы. Никакого сокращения автобусных маршрутов не планируется.
О развитии маршрутов электропоездов
— Простой здравый смысл говорит, что свердловчане выбирают более безопасный и комфортный транспорт. В той же городской электричке можно почитать книгу или поработать на ноутбуке, то есть использовать это время в своих полезных целях. За рулем автомобиля такого не сделаешь.
С учетом доступности электропоездов и сокращения времени в пути совершается всё больше далеких поездок. Сейчас ежедневные поездки из Нижнего Тагила в Екатеринбург уже не считаются чем-то из ряда вон выходящим. Теперь это ежедневные корреспонденции. Электропоезда дают возможность жителям других территорий вливаться в Екатеринбургскую агломерацию.
Следующий этап развития электричек — увеличение объемов поездок в северном направлении. Летом на совещании по развитию северных территорий глава региона дал нам вместе со Свердловской железной дорогой поручение проработать маршруты и расписания. К примеру, сегодня «Ласточки» ходят туда один-два раза в неделю. Цель — сделать ежедневные рейсы до Серова, а также мы хотим продлить движение до станции Бокситы. Планомерно мы будем охватывать удобными рейсами всю Свердловскую область.
Напомним, что всю важную информацию о дорогах и транспорте мы собираем в специальной рубрике.