Транспортники Екатеринбурга продолжают попытки достучаться до мэрии в вопросе финансов. Крупнейший перевозчик — Гортранс — испытывает серьезные трудности. В парках находится устаревшая техника, а в кадрах — огромная брешь. Всё это сказывается на обслуживании пассажиров самым печальным образом.
Накануне, 7 октября, состоялся День коллективных действий профсоюзов. В мэрии прошло специальное совещание: чиновники администрации встретились с представителями профсоюзных организаций. Одним из докладчиков стал водитель автобуса и член профкома Гортранса Дмитрий Зенков.
Публикуем его речь полностью:
— Год назад выступила председатель профсоюзной организации Любовь Вяткина. Она обозначила острые проблемы в отрасли пассажирского транспорта, но, к сожалению, прошел год, а ситуация только ухудшилась. Уверен, что каждый пассажир, который сегодня пользуется общественным транспортом в Екатеринбурге, выскажет вам свое недовольство, потому как дождаться муниципальный транспорт затруднительно, а в некоторых случаях просто невозможно. Это происходит в связи с вынужденным сокращением выпуска подвижного состава на линию на 20%. Причиной тому стали те же нерешенные проблемы — нехватка кадров водителей и кондукторов и техническое состояние подвижного состава.
Так, сегодня в нашем предприятии не хватает 788 водителей (это в целом по водителям трамвая, троллейбуса, автобуса) и 1124 кондукторов. Основным фактором кадрового дефицита является низкий уровень оплаты труда. Чтобы водителю заработать зарплату на уровне средней в Свердловской области (это на секундочку 52800 рублей), водителю необходимо отработать сверхурочными 30–40 часов, это значит, что он будет со своей семьей дома максимум один день в неделю. На работу водитель выходит недостаточно отдохнувший, что непосредственно влияет на безопасность дорожного движения.
Это условия, на которые не соглашаются принимаемые на работу водители. К нам не идут новые кадры, не идет молодежь, потому что при тяжелых напряженных условиях труда — низкий уровень оплаты труда. При этом на водителе вся ответственность — и дисциплинарная, и административная за нарушение ПДД (кругом камеры), и уголовная. А с недавних времен на некоторых маршрутах из-за нехватки кондукторов в обязанности водителя вменено и обилечивание пассажиров.
Это какой-то замкнутый круг! Предприятие находится в предбанкротном состоянии, при этом муниципальные контракты на регулярные перевозки не индексируются и изначально вообще занижены в разы. Предприятию необходимо вовремя платить зарплату, налоги, производить ремонт подвижного состава, рельсовых путей, контактных сетей, оплачивать электроэнергию (в прошлом году за неуплату обесточивали троллейбусы. — Прим. ред.) и прочее. Но эти расходы не включены в полном объеме в стоимость контракта.
Как сохранить огромный коллектив в такой ситуации? Как привлечь кадры для обеспечения выполнения контрактов на перевозку пассажиров? Как обеспечить качественный уровень обслуживания пассажиров? Ведь впереди зима, а стоять на остановке как минимум 40 минут, поверьте, не просто!
Я как неравнодушный житель этого города, как работник самого крупного пассажирского предприятия Свердловской области, прошу вас ответить — администрации города нужен муниципальный общественный транспорт в Екатеринбурге? Вы заинтересованы в улучшении качества обслуживания пассажиров?
Если да, то какие меры поддержки планируется предпринять для сохранения нашего предприятия? В муниципальных контрактах на перевозку пассажиров в следующем году будет заложено повышение зарплаты для наших работников? — подытожил Дмитрий Зенков.
Речь водителя на совещании слушал и. о. замглавы Екатеринбурга Алексей Прядеин. Он сказал, что ситуация в Гортрансе будет обсуждаться на специальном совещании с мэром.
Ранее мы рассказывали, что к 2023 году Екатеринбургу удастся частично обновить парк троллейбусов. Устаревшую технику заменят около 50 новых машин с автономным ходом. Денег на новые троллейбусы городу дали только после вмешательства Владимира Путина. Отметим, что итоговая сумма, выделенная на троллейбусы, оказалась меньше: ранее говорилось, что на обновление парка машин необходимо 3,5 миллиарда.