В этой колонке автоэксперт Дмитрий Ларионов анализирует трагическую аварию, произошедшую 5 октября в Академическом. ДТП случилось в районе Амундсена — Сахарова. Водитель Hyundai Solaris внезапно рванул с автобусной остановки на разворот через двойную сплошную. При этом мужчина не убедился, свободна ли дорога. Манёвр водителя Hyundai Solaris стал неожиданностью для водителя Land Rover, который ехал по левой полосе. Он не успел затормозить свой тяжелый внедорожник и врезался в легковушку. Водитель Hyundai Solaris скончался до приезда скорой.
По мнению Дмитрия Ларионова, в произошедшем есть вина обоих водителей. И вот почему:
— Это ДТП — очень яркий пример того, как одно простое необдуманное действие может моментально лишить жизни. Для всех, даже тех, кто ни разу не садился за руль, очевидно, что именно манёвр водителя Solaris спровоцировал столкновение, и поэтому именно он является виновником. Но единственным ли?
Напомню, виновником ДТП признаётся его участник, совершивший такое нарушение ПДД, которое состоит в причинно-следственной связи с происшествием. Виновность водителя Solaris сомнений, действительно, не вызывает. Во-первых, манёвр совершен в нарушение ПДД (водитель не уступил дорогу другим транспортным средствам, произвел манёвр в нарушение требований разметки). Во-вторых, именно это нарушение состоит в причинно-следственной связи с ДТП (не будь нарушения, не было бы и ДТП).
«Но, если присмотреться к автомобилю Land Rover, можно заметить, что его водитель тоже совершил серьезное нарушение»
Угол обзора камеры невелик, и запись дает некорректное визуальное представление о расстояниях на дороге, а значит, и о скоростях автомобилей. Для понимания приведу такую цифру: действительная протяженность местного уширения проезжей части, выделенного под остановку транспорта, — около 45 метров! Однако по этой записи вполне можно произвести расчеты, которые показывают интересные вещи.
Так, по скорости проезда ряда объектов на записи можно рассчитать скорость Land Rover сразу после проезда перекрестка: она составляла примерно 100–110 км/ч. От места, где у Land Rover загорелись стоп-сигналы, до точки столкновения около 30 метров. Автомобиль преодолел эти 30 метров примерно за 1,5 секунды и при этом непрерывно тормозил, из чего рассчитывается средняя скорость на участке — 72 км/ч. При этом «на излете» скорость Land Rover оказалась достаточной, чтобы превратить Solaris в груду металла и убить его водителя.
Напомню, характерное значение тормозного пути легкового автомобиля на сухом асфальте с разрешенной скоростью 60 км/ч — около 25 метров. Таким образом, если бы в начале 30-метрового участка скорость Land Rover составляла разрешенные 60 км/ч, автомобиль успел бы затормозить и ДТП бы не произошло. Время реакции водителя Land Rover в расчет намеренно не беру, поскольку видео прекрасно показывает, что к началу этого участка водитель отреагировать на опасность уже успел — у внедорожника загорелись стоп-сигналы.
Таким образом, в отношении водителя Land Rover также оказывается справедливым утверждение о том, что он нарушил ПДД, и это нарушение состоит в причинно-следственной связи с ДТП. А значит, он также вполне может быть признан виновником происшествия и, если так, должен понести уголовную ответственность за его последствия.
Согласны с автором?
Прочитайте несколько полезных инструкций от E1.RU. В них мы рассказываем, как помочь пострадавшему в ДТП и не навредить при этом еще больше, как реанимировать человека и как достать пассажира или водителя из разбитой машины.