В транспортной сфере Екатеринбурга и Верхней Пышмы наступил день икс: спустя годы ожидания между двумя городами наконец-то поехали трамваи. Первый в истории области межмуниципальный трамвайный маршрут получил красивый номер 333 и отправился с кольца на Фрезеровщиков в 11:30. Мы вели прямую трансляцию.
В честь этого события мы поговорили с Максимом Коготковым, гендиректором ООО «Верхнепышминский трамвай» (компания-перевозчик, созданная для реализации проекта трамвайного сообщения, входит в «Мовиста Регионы»). Он рассказал о сложностях, которые возникали при строительстве линии и о ценах на билеты, а также объяснил, почему для обслуживания ветки выбрали вагоны «Львенок» и в чем преимущества трамваев для современного города.
— Сегодня были запущены регулярные перевозки на линии Екатеринбург — Верхняя Пышма. Подскажите, какой пассажиропоток ожидается на этом направлении?
— По нашим оценкам, пассажиропоток на этом направлении составит 11 тысяч человек в сутки. С учетом мероприятий по оптимизации маршрутной сети, которые проводит региональное правительство, мы рассчитываем, что показатели могут быть еще выше.
— Из Верхней Пышмы и Среднеуральска проходят автобусные маршруты, которые, по сути, являются дублирующими. Есть ли риск, что трамваи останутся без пассажиров? Проводились ли расчеты?
— Реализации масштабных инфраструктурных проектов всегда предшествуют расчеты. Оценка пассажиропотока проводилась международной инжиниринговой компанией, а также верифицировалась Уральским государственным экономическим университетом. Таким образом, ожидания по пассажиропотоку подтвердили наши и международные специалисты.
В сравнении с автобусом по параметрам качества исполнения расписания, интервалам движения, отсутствия пробок и сокращения времени в пути между городами трамвайный маршрут, несомненно, имеет значительное преимущество и будет востребован пассажирами.
— По какому графику будут работать трамваи? Какие интервалы движения будут на линии?
— Трамваи от конечной станции «Фрезеровщиков» в Екатеринбурге будут ходить с 05:20 до 23:31 по будням и с 05:25 до 23:33 по выходным. От конечной станции «Трамвайное кольцо» в Верхней Пышме трамваи будут курсировать с 05:50 до 23:03 по будням и с 05:55 до 23:05 по выходным. В час пик интервал движения не будет превышать восемь минут.
— У жителей Екатеринбурга и Верхней Пышмы сложилось впечатление, что трамвайная ветка стала долгостроем. С какими сложностями пришлось столкнуться строителям? Какие факторы способствовали затягиванию сроков?
— Жителей понять можно, но я не соглашусь с формулировкой, что сроки стройки затянуты. Строительство линии — это новый инфраструктурный проект, который создавался с годами сложившейся городской ткани. [Необходимо учитывать] выкуп земельных участков, выявленные коммуникации, которые не были предусмотрены первоначальной проектной документацией, решение вопросов по пересечению инженерной инфраструктуры — линия пересекает два крупных путепровода (железнодорожный и ЕКАД), а также высоковольтную линию.
Проводилась реконструкция переезда через реку Пышму, которая впадает в Лебяжье озеро. И в конечном счете — короткий строительный сезон. Все эти факторы повлияли на продолжительность стройки. Фактически строительство было начато в декабре 2018 года. Общий срок строительства составил около трех лет, что нормально для такого серьезного инфраструктурного проекта.
— Как рассчитывался тариф на трамвайные перевозки до Верхней Пышмы? Какова стоимость билетов?
— Тарифы на общественный транспорт в любом регионе устанавливаются региональными регуляторами. Насколько нам известно, в данный момент принято решение, что стоимость проезда будет рассчитываться на основании действующих предельных межмуниципальных тарифов. Таким образом, проезд на трамвае будет стоить сопоставимо с существующими тарифами на действующем автобусном сообщении. Минимальный тариф составит 22 рубля, максимальный — 38 рублей 50 копеек.
— Будет ли возможность включить тариф трамвая до Верхней Пышмы в тарифную сетку Екатеринбурга?
— Для удобства пассажиров, безусловно, важно, чтобы тариф на проезд в верхнепышминском трамвае был интегрирован в тарифные планы городов. Но, так как маршрут является межмуниципальным, существуют некоторые нюансы, связанные с полномочиями по регулированию межмуниципальных и муниципальных тарифов. Насколько нам известно, коллеги в региональном правительстве плотно работают над решением этого вопроса.
Сразу после запуска трамвая жители смогут воспользоваться привычными им городскими платежными средствами, такими как Екарта, Единая социальная карта, и, само собой, любыми банковскими картами. Трамваи оборудованы для этого всем необходимым.
— В минтрансе подчеркивали, что из города в город будет только один маршрут (до Фрезеровщиков, № 333). Однако линия интегрирована в действующую трамвайную систему Екатеринбурга. Почему нельзя сделать более протяженную сеть маршрутов? Рассматривался ли такой вопрос?
— Такой вопрос рассматривался, и такая перспектива действительно есть, однако о ее реализации пока говорить преждевременно.
— Почему при выборе подвижного состава была сделана ставка на одновагонные трамваи «Львенок»? В чем их преимущество? Почему для линии не закупили, например, трехвагонные составы?
— Объективно «Львята» производства «ПК Транспортные системы» — это на сегодняшний день одни из лучших односекционных трамваев, сделанных в России. Они компактные и при этом просторные, имеют широкие дверные проемы, USB-розетки для зарядки мобильных устройств, передовой медиакомплекс, современную систему климат-контроля и учитывают потребности маломобильных пассажиров.
Новый бесстыковой путь в сочетании с плавным ходом трамвая создаст комфорт для пассажиров при передвижении, а системы активной и пассивной безопасности позволяют минимизировать риски получения травм при движении и посадке, а также снизить ущерб технике в ДТП. Что касается выбора типа подвижного состава, то односекционные «Львята» позволяют комфортно обеспечить перевозку расчетного пассажиропотока.
— Есть ли сегодня планы по развитию трамвайной линии? Например, до соседнего Среднеуральска?
— Насколько нам известно из СМИ, дальнейшее развитие трамвайной сети в городе Верхняя Пышма и далее, до Среднеуральска, обсуждается. Так как это достаточно капиталоемкий проект, решение о нем требует взвешенной оценки. Наша компания, безусловно, поддерживает развитие электротранспорта и готова выступать партнером региона, если такое решение будет принято.
— Почему не получилось построить депо для «Львят» к запуску трамвайной линии? Какие сложности возникли (по данным Госэкспертизы, проект депо не сразу был одобрен).
— Действительно, государственная экспертиза проекта была пройдена не с первого раза. Это было обусловлено геологическими особенностями выбранного земельного участка, близостью лесной зоны к промышленному объекту и повышенными требованиями безопасности. Проект потребовал нестандартных решений, которые не могли быть устранены в сроки экспертизы, в том числе получения специальных технических условий Минстроя РФ. Сейчас все вопросы решены, депо активно строится.
— Какое, на ваш взгляд, влияние окажет новая трамвайная линия на развитие в целом Верхней Пышмы и Екатеринбурга? Почему ставка была сделана именно на трамвай, а не на автобусы и не на троллейбусы?
— Ставка была сделана на трамвай, потому что он наименее подвержен влиянию пробок, а значит, сможет обеспечить максимально быстрое перемещение пассажиров. В свою очередь, увеличение пассажиропотока между Екатеринбургом и Верхней Пышмой приведет к их еще большей взаимной интеграции, что, безусловно, создаст дополнительные предпосылки для экономического роста во всей агломерации.
Напомним, что все новости о трамвайной линии и о новом маршруте мы собираем в одном разделе.