Три года назад, 15 августа 2019-го, случилось «чудо в кукурузном поле»: самолет А321 «Уральских авиалиний» приземлился в Подмосковье. После столкновения со стаей птиц у борта отказали оба двигателя. Тогда все 233 человека, находящиеся на борту, остались живы. После расследованием причин инцидента занялись СК, Росавиация и Межгосударственный авиационный комитет.
В 2022 году последний завершил свое расследование, о чём ведомство рассказало нашим коллегам из MSK1.RU в официальном ответе. Однако документ тогда так и не был опубликован. Впрочем, нет его на сайте МАК и сейчас.
Но в субботу, 27 августа, окончательный отчет МАК появился в телеграм-канале «Авиационная Антресоль». В частности, в нем комиссия проанализировала действия пилотов, в том числе и во время подготовки к взлету, состояние самолета после столкновения с птицами и возможность возвращения в аэропорт вылета.
Так, в отчете отмечается, что в этот день орнитологическая обстановка в аэропорту Жуковский была «сложной». Об этом предупреждал диспетчер. Видели птиц во время подготовки к взлету и руления и члены экипажа. Это подтверждается переговорами между ними, которые были записаны бортовым оборудованием.
В своих объяснениях экипаж говорил, что они дожидались, пока птицы улетят. Но, как указано в отчете, это не согласуется с записями самописцев: от выруливания на исполнительный старт и до начала взлета прошло менее 10 секунд и службе УВД (диспетчерам. — Прим. ред.) экипаж о наблюдении птиц не докладывал.
Во время разбега, судя по внутрикабинным переговорам, командир воздушного судна (КВС) вновь обратил внимание на птиц:
— Ну давай, (нрзб). Пролетай, птица, *** [блин], — указаны слова КВС в отчете МАК.
В дальнейшем комиссия будет не раз обращать внимание на психоэмоциональное состояние экипажа после столкновения с птицами.
— Таким образом, экипажем была пропущена операция по уборке шасси. Пропуск этой типовой операции, выполняемой «на автомате» в каждом полете, свидетельствует о том, что наиболее вероятно на данном этапе оба члена экипажа пребывали в неоптимальном психоэмоциональном состоянии, при этом образ восприятия полета у них был критически сужен. Вероятной причиной этого является резкий скачок психоэмоционального напряжения после столкновения со стаей птиц, то есть экипаж начал терять работоспособность в психологическом плане, — говорится в документе.
Но также в примечании комиссия отмечает и то, что данная операция была критически важной для дальнейших действий пилотов:
— В сложившихся конкретных условиях аварийного полета, при фактической остаточной величине тяги двигателей, уборка шасси была критически важна с точки зрения возможности продолжения набора высоты без потери скорости. С выпущенным шасси набор был невозможен, то есть любые дальнейшие действия экипажа были бы нерезультативны с точки зрения возможности продолжения полета, — заключила комиссия.
Интересным в документе выглядит и тот факт, что экипаж не обсуждал возможность вынужденной посадки. Этот факт, как сказано в отчете, не позволил комиссии определить, когда пилоты поняли, что приземление неизбежно. Не производились ими и процедуры, необходимые при посадке. Также именно в этот момент КВС убрал шасси, тогда как по регламенту садиться на сушу необходимо именно с выпущенным шасси.
— Таким образом, с самого начала развития особой ситуации действия экипажа, в первую очередь КВС, имеют явные признаки дезорганизации, непоследовательности и хаотичности, то есть частичной потери работоспособности в психологическом плане, — заключила комиссия.
В конечном итоге в заключительной части отчета комиссии присутствует в том числе и фраза «невозможность продолжения полета при фактической конфигурации самолета (неубранное положение шасси)». Кроме этого, в отчете отмечают проблемы с орнитологическим контролем и качества информирования экипажа о «перелетах птиц», а также с нормативными документами.
Спустя три года после легендарного рейса весь экипаж продолжает работать в «Уральских авиалиниях». Посмотрите, как изменилась их жизнь. Пассажиры того рейса также рассказывали о том, как пережили экстренную посадку.
Следственный комитет продолжает расследование дела. А сам разрушенный борт переместили к аэропорту Жуковский — его обломки разбросаны.
О «чуде на кукурузном поле» год назад начали снимать фильм. Киноделов консультирует сам капитан самолета, Герой России Дамир Юсупов.