В Екатеринбурге полностью перестроят старое трамвайное кольцо на ВИЗе возле площади Субботников. Это позволит решить транспортную проблему микрорайона. Существующее кольцо демонтируют и построят более широкое, с новой организацией движения, остановочными пунктами и диспетчерской.
В преддверии глобальной перестройки мы решили напомнить, как и когда трамваи прописались в этой части города. История кольца уходит в довоенные годы, когда трамвайная инфраструктура Свердловска только-только начинала развиваться. В 1929 году в городе была запущена первая линия, протянувшаяся от Цыганской площади (ныне территория Южного трамвайного депо) по улицам Фрунзе, 8 Марта, Ленина, Толмачева, Свердлова и до железнодорожного вокзала.
Ветка на ВИЗ была второй по счету. Ее ввели в эксплуатацию в 1930 году, чтобы связать город с поселком Верх-Исетск, где был расположен металлургический завод. Трамвайное кольцо построили прямо возле проходной предприятия, а торжественный митинг открывал председатель Верх-Исетского райсовета, товарищ Рогозинников. Мероприятие было приурочено ко дню освобождения Урала от Колчака.
Вот что писала газета «На смену» 16 июля 1930 года:
«На ВИЗовской площади к 3 часам дня выстроились полукругом блестящие на солнце новые трамвайные вагоны (серии Х, произведенные в Мытищах). Трамвай на самом деле одно из условий выполнения промфинплана. Трамвай сможет крепкой нитью связать город с ВИЗом, улучшить бытовые и культурные условия жизни рабочих Верх-Исетска».
Сама линия на ВИЗовский завод строилась в очень сложных условиях. Ее начинали обустраивать, имея только 40% рельс, не будучи уверенными в получении остальных. Однако рабочие-трамвайщики сумели выйти из затруднений и пустить трамвай в назначенные сроки.
«Успех в значительной части был достигнут благодаря энергии и руководству главного инженера трамвая, товарища Егорова, — отмечалось в газетном репортаже. — В 4 часа перерезают красную ленточку, преграждающую путь первому вагону. Товарищ Егоров берется за ручку, вагон трогается».
В первые месяцы вагоны с ВИЗа ходили только до площади 1905 года. Затем маршрут продлили до железнодорожного вокзала.
Позднее от кольца на ВИЗе трамваи стали ездить на Большой конный полуостров (рельсы туда проложили во время стройки ГЭС). Ветка шла от площади Субботников по Заводской, а затем — через частный сектор на Татищева.
Позднее, в 1960 году, она была разобрана в связи с переустройством кольца на ВИЗе и пуском линии по улице Красноуральской. Примерно тогда же кольцо на ВИЗе приобрело вид, который сохранило до наших дней.
Почитайте о том, какие еще трамвайные ветки существовали в Екатеринбурге (Свердловске) в далеком прошлом.
Напомним, что история трамвая в Свердловске началась 7 ноября 1929 года. Движение открыли в день 12-й годовщины Октябрьской революции, подробнее об этом читайте здесь. Но это могло произойти намного раньше, ведь первые обсуждения о необходимости трамвая для города в городской думе проходили еще в конце XIX века.
Мы также рассказывали об истории автобусного движения в Свердловске, которое началось в 1925 году.
Все публикации, посвященные истории города, ищите по этой ссылке.