Дороги и транспорт Неизвестный Свердловск обзор На чистом энтузиазме и 40% рельсов: как строили легендарное кольцо на ВИЗе, которое скоро разберут

На чистом энтузиазме и 40% рельсов: как строили легендарное кольцо на ВИЗе, которое скоро разберут

Публикуем ностальгический обзор

Трамвайное кольцо на ВИЗе в 1970-е годы

В Екатеринбурге полностью перестроят старое трамвайное кольцо на ВИЗе возле площади Субботников. Это позволит решить транспортную проблему микрорайона. Существующее кольцо демонтируют и построят более широкое, с новой организацией движения, остановочными пунктами и диспетчерской.

В преддверии глобальной перестройки мы решили напомнить, как и когда трамваи прописались в этой части города. История кольца уходит в довоенные годы, когда трамвайная инфраструктура Свердловска только-только начинала развиваться. В 1929 году в городе была запущена первая линия, протянувшаяся от Цыганской площади (ныне территория Южного трамвайного депо) по улицам Фрунзе, 8 Марта, Ленина, Толмачева, Свердлова и до железнодорожного вокзала.

Прокладка линии на Верх-Исетский завод. Фото в газете «Уральский рабочий» от 22 мая 1930 года

Ветка на ВИЗ была второй по счету. Ее ввели в эксплуатацию в 1930 году, чтобы связать город с поселком Верх-Исетск, где был расположен металлургический завод. Трамвайное кольцо построили прямо возле проходной предприятия, а торжественный митинг открывал председатель Верх-Исетского райсовета, товарищ Рогозинников. Мероприятие было приурочено ко дню освобождения Урала от Колчака.

Разворотное кольцо на ВИЗе в 30-е годы

Вот что писала газета «На смену» 16 июля 1930 года:

«На ВИЗовской площади к 3 часам дня выстроились полукругом блестящие на солнце новые трамвайные вагоны (серии Х, произведенные в Мытищах). Трамвай на самом деле одно из условий выполнения промфинплана. Трамвай сможет крепкой нитью связать город с ВИЗом, улучшить бытовые и культурные условия жизни рабочих Верх-Исетска».

Вагон серии Х подъезжает к кольцу на площади Субботников

Сама линия на ВИЗовский завод строилась в очень сложных условиях. Ее начинали обустраивать, имея только 40% рельс, не будучи уверенными в получении остальных. Однако рабочие-трамвайщики сумели выйти из затруднений и пустить трамвай в назначенные сроки.

«Успех в значительной части был достигнут благодаря энергии и руководству главного инженера трамвая, товарища Егорова, — отмечалось в газетном репортаже. — В 4 часа перерезают красную ленточку, преграждающую путь первому вагону. Товарищ Егоров берется за ручку, вагон трогается».

Конфигурация кольца на карте 1932 года

В первые месяцы вагоны с ВИЗа ходили только до площади 1905 года. Затем маршрут продлили до железнодорожного вокзала.

Трамваи в день открытия дополнительной ветки с ВИЗовского кольца до электростанции на Большом конном полуострове. Фото из газеты «Уральский рабочий», 1935 год

Позднее от кольца на ВИЗе трамваи стали ездить на Большой конный полуостров (рельсы туда проложили во время стройки ГЭС). Ветка шла от площади Субботников по Заводской, а затем — через частный сектор на Татищева.

Конфигурация трамвайных линий на ВИЗе в 1947 году. Трамваи ходили по Заводской и поворачивали на улицу Орджоникидзе (ныне — Татищева)

Позднее, в 1960 году, она была разобрана в связи с переустройством кольца на ВИЗе и пуском линии по улице Красноуральской. Примерно тогда же кольцо на ВИЗе приобрело вид, который сохранило до наших дней.

Почитайте о том, какие еще трамвайные ветки существовали в Екатеринбурге (Свердловске) в далеком прошлом.

Напомним, что история трамвая в Свердловске началась 7 ноября 1929 года. Движение открыли в день 12-й годовщины Октябрьской революции, подробнее об этом читайте здесь. Но это могло произойти намного раньше, ведь первые обсуждения о необходимости трамвая для города в городской думе проходили еще в конце XIX века.

Мы также рассказывали об истории автобусного движения в Свердловске, которое началось в 1925 году.

Все публикации, посвященные истории города, ищите по этой ссылке.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
37
Форумы
ТОП 5
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Мнение
«Любителям „всё включено“ такое не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Мнение
«Нам говорят: вы плохо учите». Что не так с образованием детей мигрантов в российских школах
Екатерина Кириченко
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Рекомендуем
Знакомства
Объявления